Что такое философия? Вместо введения. Введение
Введение в философию Ясперс Карл Теодор
1. Что такое философия?
1. Что такое философия?
Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей. Ее считают чем-то таким, что касается каждого и поэтому в основе своей должно быть простым и понятным, или чем-то столь трудным, что заниматься ею представляется совершенно безнадежным делом. Таким образом, то, что выступает под именем философии, становится поводом для самых противоположных суждений.
Для человека, который верит в науку, наихудшим является то, что у философии нет общепринятых результатов, нет того, что можно было бы знать со всей определенностью и чем можно было бы владеть. В то время как науки, бесспорно, достигли в своих областях достоверного и общепризнанного знания, философия не добилась этого, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать: в философии не бывает того единодушия, которое устанавливается по поводу всего окончательно познанного. То, что признает каждый, опираясь на не терпящие возражений основания, и что становится научным знанием, не является более философией, но относится к отдельной области познаваемого.
В отличие от наук для философского мышления не характерен прогресс. Мы, определенно, существенно продвинулись по сравнению с древнегреческим врачом Гиппократом. Но едва ли мы можем сказать, что продвинулись дальше Платона. Только в материале научного познания, которым он пользовался, мы находимся дальше. В самом же философствовании мы, возможно, еще вряд ли достигли его.
То, что ни одна форма философии в отличие от наук не находит всеобщего, единодушного признания, должно корениться в природе самого предмета философии. Род достоверности (Gewi?heit), который в ней привлекает, не будучи научным, то есть одинаковым для каждого ума, является некоторым убеждением, или удостоверенностью (Vergewisserung), в достижении которой участвует все существо человека.
В то время как научные исследования ведутся по отдельным предметам, знать о которых каждому совершенно не обязательно, философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание.
Хотя разработанная философия и связана с науками - она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определенную эпоху, - однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек.
Такая философия без науки предстает перед нами в нескольких примечательных проявлениях.
Первое: почти каждый считает себя способным обсуждать философские вопросы. В то время как в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, по отношению к философии претендуют на то, чтобы приобщаться к ней безо всяких условий, полагая, что каждый в состоянии принять участие в обсуждении философских проблем. Собственное бытие человека, собственная судьба и собственный опыт считаются для этого достаточным основанием.
Следует признать, что философия должна быть доступна для каждого человека. Самые обстоятельные пути философий, которыми идут философы-профессионалы, обретают свой смысл все-таки только тогда, когда они выходят к человеческому бытию, которое находит свое определение в процессе обретения уверенности относительно бытия и своего места в нем.
Второе: философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно.
Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей. Часто из детских уст можно услышать то, что по своему смыслу уходит непосредственно в глубь философствования. Приведу некоторые примеры:
Ребенок удивляется: "Я всегда пытаюсь подумать, что я - кто-то другой, однако же всегда снова оказывается, что я есть я". Этот мальчик затрагивает исток всякой уверенности, сознание бытия в самосознании. Он поражается загадке бытия Я (Ichsein), тому, что не может быть постигнуто ни из чего другого. Он вопрошающе стоит перед этой границей.
Другой ребенок слушает историю сотворения мира: "Вначале сотворил Бог небо и землю..." и тотчас спрашивает: "Что же было до начала?" Этот мальчик постиг, что можно спрашивать до бесконечности, что разум не может остановиться, в том смысле что для него не может быть никакого окончательного ответа.
Девочке, увидевшей во время прогулки дикий луг, рассказывают сказку об эльфах, которые по ночам водят свои хороводы... "Но их же ведь не бывает..." Ей рассказывают о реальных вещах, наблюдая движение солнца, проясняют вопрос о том, солнце ли движется или же земля вращается, приводят основания, которые говорят в пользу шарообразности земли и ее вращения вокруг самой себя... "Но это же неправда, - говорит девочка и топает ногой о землю, - земля ведь крепко стоит. Я верю только тому, что вижу". В ответ на это: "Тогда ты не веришь и в Бога, ведь его ты тоже не можешь видеть", - девочка настораживается и говорит решительно: "Если бы его не было, тогда бы ведь и нас здесь не было". Этот ребенок охвачен удивлением перед существованием (Dasein): оно есть благодаря чему-то другому, не само по себе. И он постигает различие в самих вопросах: нацелены ли они на какой-то предмет в мире или же на бытие и наше существование в целом.
Другая девочка, направляясь в гости, поднимается по ступенькам лестницы. Для нее становится очевидным, как все непрестанно меняется, протекает, проходит, как будто бы ничего и не бывало. "Однако должно же ведь быть нечто незыблемое... то, что я здесь и теперь поднимаюсь по лестнице к тете, я хочу, чтобы это осталось". В изумлении и испуге перед преходящим характером и мимолетностью всего она беспомощно ищет выход.
Если бы кто-то собирал подобные примеры, то смог бы составить богатую энциклопедию детской философии. Возражение, что дети слышали это прежде от родителей или кого-то другого, не должно, по всей видимости, приниматься всерьез. Возражение, что эти дети все-таки не философствуют дальше и что, следовательно, подобные высказывания могли быть случайными, упускает из виду следующий факт: дети зачастую обладают гениальностью, которая с возрастом утрачивается. С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спросить. Состояние ребенка - это состояние порождающей себя жизни: он еще открыт, он чувствует и видит и спрашивает о том, что вскоре исчезнет перед ним. Он не удерживает то, что открывается ему в то или иное мгновение, и удивляется, когда позднее все замечающие взрослые докладывают ему о том, что он сказал или спросил.
Третье: изначальное философствование обнаруживается как у детей, так и душевнобольных. Иногда - очень редко - путы общей зашоренности как бы развязываются и начинает говорить захватывающая истина. В начальный период некоторых душевных болезней имеют место совершенно потрясающие метафизические откровения, которые, правда, по форме и речевому выражению являются всегда настолько шокирующими, что их оглашение не может иметь какого-либо объективного значения, за исключением таких редких случаев, как поэт Гёльдерлин или художник Ван-Гог. Однако тот, кто присутствует при этом, не может избежать впечатления, что здесь разрывается покров, под которым обыкновенно проходит наша жизнь. Некоторым обычным, здоровым, людям также знаком опыт переживания глубоко тревожащих значений, которые свойственны переходному состоянию от сна к пробуждению и при полном пробуждении снова утрачиваются, оставляя лишь ощущение того, что нам к ним более не пробиться. Есть глубокий смысл в утверждении, что устами детей и блаженных глаголет истина. Однако творческая изначальность, которой мы обязаны великим философским мыслям, лежит все-таки не здесь. Она восходит к тем немногим, которые в своей непринужденности и независимости предстают перед нами в качестве выдающихся мыслителей последних тысячелетий.
Четвертое: поскольку философия для человека необходима, она каждый раз присутствует в общественном мнении, в передаваемых из поколения в поколение пословицах, в общеупотребительных философских оборотах речи, в господствующих убеждениях, а также в языке просвещения, политических кредо, но прежде всего и с самого начала истории - в мифе. От философии невозможно уйти. Вопрос лишь в том, осознается она или нет, будет ли она хорошей или плохой, запутанной или ясной. Тот, кто отвергает философию, сам практикует ее, не отдавая себе в этом отчета.
Что же такое философия, если она оказывается столь универсальной и проявляется в таких примечательных формах?
Греческое слово философ (philosophos) по своему значению противоположно слову Sophos. Это слово, philosophos, значит: любящий познание (знание) - в отличие от того, кто, овладев познанием, называет себя знающим. Такой смысл слова сохраняется до сих пор: поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии, - пусть даже она по-прежнему зачастую изменяет этому своему смыслу догматизмом, подразумевающим выраженное в положениях окончательное, завершенное и имеющее дидактический характер знание. Философия означает - быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос.
Однако это "бытие-в-пути" - как судьба человека, существующего во времени, - несет в себе возможность глубокого удовлетворения, обретаемого в мгновения особых свершений. Его не найти в высказанном знании, в научных положениях и принципах, - оно лежит в историческом осуществлении человеческого бытия, которому раскрывается само бытие. Добиться этого в ситуации, в которой находится человек, и является смыслом философствования.
Быть в поиске, в пути, или обрести покой и совершенство мгновения - это не определения философии. Философия не имеет ничего вышестоящего, ничего нижестоящего. Она не может быть выведена из чего-то другого. Всякая философия определяется посредством своего осуществления. Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться философствовать. В таком случае философия - это одновременно исполнение живого мышления и осознание соответствующих мыслей (рефлексия) или действие и разговор о нем. Только исходя из собственного опыта и возможно понять, что же встречается нам в мире в качестве философии.
Можно было бы и дальше обсуждать формулировки смысла философии. Однако ни одна формулировка не исчерпывает этого смысла, ни одна не оказывается единственно возможной. Мы слышим с древних времен: философия (согласно ее предмету) - это познание божественных и человеческих вещей, познание сущего как сущего, и далее, философия (согласно ее цели) - это упражнение в смерти, это стремление мысли к блаженству, к тому, чтобы уподобиться божественному, это наконец (согласно ее всеобъемлющему смыслу) - знание всех знаний, искусство всех искусств, наука вообще, которая не направлена на какую-то отдельную область.
Сегодня, пожалуй, можно говорить о философии в следующих формулировках - ее смысл в том, чтобы:
увидеть действительность в самом ее истоке;
постигать действительность таким же способом, каким я, мысля, имею дело с самим собой во внутреннем действии;
открывать нас для широты Объемлющего (Umgreifende);
осмелиться на коммуникацию между человеком и человеком, опираясь на всякий смысл истины, который возникает в любящей борьбе (liebendem Kampfe);
непрестанно и терпеливо сохранять разум бодрствующим, находясь перед лицом того, что наиболее чуждо разуму и противится ему.
Философия - это то, что концентрирует человека, благодаря чему он становится самим собой, становясь причастным самой действительности.
Хотя философия в форме простых и действенных мыслей может затронуть каждого человека и даже ребенка, ее сознательная разработка является никогда не завершимой и всякий раз возобновляющейся задачей, которая осуществляется всегда в настоящем как единое целое. Она возникает в работах великих философов и, как эхо, повторяется у менее значительных. Осознание этой задачи в той или иной форме не угаснет до тех пор, пока люди останутся людьми.
Не только сегодня философия подвергается радикальным нападкам и отрицается в целом как излишняя и вредная. Для чего же она существует? Она ведь не является предметом первой необходимости.
Образ мышления, основывавшийся на авторитете церкви, отвергал философию потому, что она, с его точки зрения, отдаляет от Бога, соблазняет мирским, вредит душе, обращая ее к ничтожным вещам. Политический тоталитарный способ мышления предъявлял философии следующий упрек: философы только по-разному объясняли мир, тогда как надо его изменять. Оба образа мышления считали философию опасной, так как она нарушает порядок, взывает к духу независимости, а с ним - к возражению и протесту, она обманывает человека и отвлекает его от реальных задач. Притягательная сила потустороннего мира, озаренного явленным Богом, или притязающая на всемогущество власть безбожного посюстороннего мира - и та и другая -хотели бы, чтобы философия прекратила свое существование.
К тому же с точки зрения повседневного здравого смысла на философию не распространяется масштаб простой полезности. Фалес, который считается самым ранним греческим философом, однажды был осмеян служанкой, увидевшей, как он, наблюдая за звездным небом, упал в колодец. Зачем он ищет самое далекое, когда в самом близком так неловок!
Итак, философия должна оправдываться. Но это невозможно. Она не может искать себе оправдания в чем-то другом: чём-то, для чего она была бы пригодна и вследствие этого имела бы право на существование. Она может только обращаться к силам, которые в каждом человеке действительно настоятельно требуют философствования. Она знает, что занимается делом человека как такового, делом, которое не связано с какой-то определенной целью и избавлено от любого вопроса о пользе и вреде в этом мире, и что она будет осуществляться до тех пор, пока живут люди. Силы, которые являются враждебными по отношению к философии, тоже не могут не думать о своем собственном смысле, не могут не порождать имеющий определенную цель образ мыслей, - эти силы являются заменой философии, однако предполагают в качестве необходимого условия активное вмешательство в действительность, как, например, марксизм и фашизм. Подобный образ мыслей также еще раз показывает необходимость философии для человека. Философия в той или иной форме всегда присутствует в жизни человека.
Она не может бороться, не может доказывать себя, но она может сообщать себя. Она не оказывает сопротивления там, где ее отвергают, она не торжествует там, где к ней прислушиваются. Она живет в согласии, которое в пределах человечества, по сути дела, может связать всех со всеми.
Философия в широко развитых формах и систематической связности уже два с половиной тысячелетия существует в Европе, Китае и Индии. Великая традиция обращается к нам. Многообразие типов философствования, противоречия и взаимоисключающие претензии на истину не могут воспрепятствовать тому, что, по существу, в основании всего действует что-то одно, чем никто не владеет и вокруг чего во все времена вращаются все серьезные усилия: вечная философия, philosophia perennis.
Мы должны непременно опираться на это историческое основание нашего мышления, если хотим мыслить с ясным сознанием и по существу.
Из книги Философия автора Лавриненко Владимир НиколаевичЧто такое философия? Вместо введения Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И
Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав СеменовичЧто такое философия техники? На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама
автора Ясперс Карл Теодор1. Что такое философия? Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением
Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир ВасильевичВведение: что такое философия?
Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич"ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?"
Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий АлексеевичГлава I. Что такое философия? § 1. Наука обо всем Изучение любой науки начинается с ответа на вопрос - что изучает, чем занимается. Например, мы говорим, что астрономия - это наука о небесных телах, биология - о различных формах жизни, история - о событиях прошлого и т. д.
Из книги Основы философии автора Канке Виктор АндреевичВведение Что такое философия? Смысл слова «философия»В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но
Из книги Введение в философию автора Фролов ИванВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII–VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов
Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.1. Что такое философия? Философия есть учение об основных принципах познания, сущего и должного. Поэтому всякое мировоззрение, т.е. система знаний о мире, проникнутая руководящей идеей, носит по своей природе философский характер. Каждому человеку свойственно не только
Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий АлексеевичЧто такое философия? Мы определили мифологию как систему из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – понятийного, который по мере эволюции логического мышления становится все более важным. В определенное время в определенном месте этот
Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир19. Что такое школьная философия? Часто, говоря о «вечных философских вопросах», уходят вообще от философии. Философские вопросы сводятся к перечислению стандартного набора тем, получивших статус «вечных». Обязательные среди них: смысл жизни и смерти; проблемы истины,
Из книги Занимательная философия [Учебное пособие] автора Балашов Лев ЕвдокимовичЧто такое диалектика, логика и философия? Петька спрашивает Чапаева: - Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?- Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в баню идет?- Грязный.- Нет. Он потому и грязный, что
Из книги Философия права автора Алексеев Сергей СергеевичК разделу «Введение. Что такое философия?» 1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант
Из книги Философия права [Курс лекций] автора Моисеев Сергей ВадимовичЧто же это такое - философия права? При ответе на поставленный вопрос можно было бы ограничиться ссылками на известные, к тому же внешне впечатляющие, философски-утонченные определения, согласно которым философия права представляет собой "форму самосознания
Из книги автораТема I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА? Предмет, метод и необходимость философии права Что является предметом философии права? Какие области она в себя включает? Как соотносится с другими дисциплинами (в частности, с теорией права)? На эти вопросы нет единого ответа.
В настоящее время в философской литературе имеется ряд определений философии. Вот некоторые из них:
Философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания.
Философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, познания.
Философия – это наука о всеобщем (Гегель).
Философия – это учение об отношении человека к миру.
Философия – это знание о мире, пропущенное через душу человека.
Философия – это критическое отношение к миру, учение об отношении человека к миру, о его познавательных способностях и возможности творить добро и зло.
Предметом философии является всеобщее, то есть то, что присуще всем областям (частям) действительности, что отражает их сущность и является наиболее устойчивым. Первые философские школы Древней Греции искали то единое, неизменное, из чего, по их мнению, состоит всё многообразие мира. Они назвали это первопричинами, первоначалами (архэ) всего сущего. Так, Фалес, первый из семи мудрецов, провозгласил первоначалом воду (влажное), его последователь Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит -_атом (нечто неделимое, абстрактное, умопостигаемое, чувственно не воспринимаемое начало, подобное бытию Парменида). Это были первые материалистические представления о первоначалах.
У Платона и его последователей, названных впоследствии идеалистами, первоначалом (всеобщей основой) являлись нематериальные сущности. Платон назвал их идеями, эйдосами, парадигмами, Аристотель – формами и т.д. Под всеобщим можно подразумевать не только первоначала и первопричины, но и всеобщие формы мышления: понятия, принципы, законы. У Гераклита таким всеобщим законом, который «правил всем при помощи всего» был Логос.
Философские понятия.
Всеобщие свойства мира выражаются через категории, принципы и законы.
Всеобщие понятия носят название категорий, к которым относятся: бытие, материя, сознание, движение,пространство, время отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность иявление, общее, особенное, единичное, свобода и др.
БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное.
МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человека.
СОЗНАНИЕ – способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, высшая способность к адаптации в мире и к его преобразованию.
ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мыслительными процессами.
ПРОСТРАНСТВО – форма существования вещей в их координационной связи и субординации, характеризуется трёхмерностью и изотропностью (равноправностью всех направлений).
ВРЕМЯ – форма последовательной смены существования вещей и их состояний, характеризуется длительностью, однонаправленностью и необратимостью существования вещей.
ОТНОШЕНИЕ – опосредованная связь между вещами, явлениями и свойствами объектов.
ПРИЧИНА – это явление (событие), порождающее другое явление (событие).
СЛЕДСТВИЕ – явление, порождённое причиной.
НЕОБХОДИМОСТЬ - это такое отношение между явлениями, которое определяет их существование; сужение этого отношения ведёт к сужению возможностей существования этих явлений.
СЛУЧАЙНОСТЬ – форма проявления и дополнения необходимости.
ЦЕЛОЕ – это когерентность, согласованность (синергийность) поведения элементов системы; единство связей и отношений между элементами, образующее интегративное качество, присущее целому и отсутствующее у отдельных частей.
ЧАСТЬ – элемент целого, который, однако, представляет собой самостоятельное целое, но в данном отношении подчиняется целому.
ЯВЛЕНИЕ – сущее как таковое или внешнее проявление, обнаружение сущности.
СУЩНОСТЬ – это основание явления, а также вся совокупность возможностей проявления и дальнейшего развития этого основания. Основанием можно назвать систему законов, управляющих данным явлением.Явление существенно, сущность является (Гегель).
ОБЩЕЕ – свойство, присущее всему классу рассматриваемых явлений.
ОСОБЕННОЕ – свойство, присущее некоторым явлениям рассматриваемого класса.
ЕДИНИЧНОЕ – свойство, присущее одному конкретному явлению.
СВОБОДА – осознанный непринуждённый выбор субъекта на основе познанной закономерности (необходимости).
Итак, философия имеет свой ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ философии – общие и всеобщие свойства, законы, отношения в мире, включая человека и его сознание.
ПРЕДМЕТ – это выделенная часть объекта. Но поскольку предмет философии – тоже всеобщее, то объект и предмет познания в ней совпадают!
Предмет и объект философии соотносятся по степени общности – они в конечном счёте тождественны, чего мы не находим ни на одном другом уровне познания.
Из сказанного вытекает, что формирование объекта и предмета философии одновременно создаёт и особую специфику философии, особую структуру её знаний и особую роль в обществе.
В Риме, в Ватиканском дворце, находится зал, на одной из стен которого размещается знаменитая фреска Рафаэля «Философия» (1508-1511), получившая в 17 веке название «Афинская школа».
Её содержанием является эмоциональное отношение художника к принципу единства фундаментальных закономерностей мироздания и фундаментальных ценностей человеческой жизни, или, другими словами, к принципу единства философской теории и житейской практики. Это тот самый принцип, который так волновал много лет спустя Иммануила Канта. В тщетных поисках этого принципа он сформулировал в «Критике практического разума» (1788) свою мысль, ставшую его эпитафией: «Две вещи наполняют мой дух новым и всё большим благоговением – звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».
Любая развитая философская система покоится на трёх китах: РЕАЛЬНОСТЬ (будь то атомы Демокрита, идеи и вещи Платона, бытие с его атрибутами и вечным двигателем Аристотеля, божественная сущность и сотворённый ею материальный мир Августина и Фомы Аквинского, субстанция Спинозы, монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля, универсальная воля Шопенгауэра, брахман индийских философов, дао китайских мудрецов и т.д.),ИСТИНА, и ЦЕННОСТЬ. Эти понятия в истории философии могут, разумеется, подвергаться различным модификациям, развиваться и обобщаться, но они не могут «устареть». Это связано с тем, что они учитывают три минимальных требования общечеловеческого здравого смысла – принцип объективности мира, принцип его познаваемости и принцип осмысленности человеческого существования.
В связи с этим обретает особый интерес вопрос об истинности философского знания и о критериях такой истинности. Критерий истинности философского знания лежит за пределами этого знания по той причине, что философское знание есть своеобразная надстройка над теми видами знания, которые связаны непосредственно с практической деятельностью. Таковым, в конечном счёте, является научное знание, как естественное, так и социальное, охватывающее все сферы культуры. Преимущество имеет та философская система, критерий истинности которой совпадает с критерием истинности в науке. Так, многие философские принципы получили научное подтверждение. Рассмотрим некоторые из них.
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие , так и мышление , как постигаемый Космос , так и постигающий его дух . Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида : «мыслить и быть - одно и то же» ). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика , метафизика , онтология , эпистемология , эстетика , этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.
Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.
Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём» В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления» .
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности» .
Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости .
Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», - это Гераклит :
Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона .
В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».
Функции философии и формы философской деятельности
По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.
- Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
- Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
- Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).
В целом философия претендует на выполнение следующих функций.
- Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
- Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
- Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
- Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
- Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
- Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
- Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
Философия как мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Философия как образ жизни
Философия и наука
Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:
- Является ли философия наукой?
- Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
- Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?
При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия - один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».
В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).
Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.
Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез , роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности . Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго - выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.
Нужно также отметить, что история философии - это гуманитарная наука , основной метод которой - толкование и сравнение текстов.
Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.
Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:
- «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм , то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
- Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии .
Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.
Философия отвечает на вопросы
- «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
- «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»
Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).
Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.
Философия: за и против
Смысл и польза философии
Польза философии - формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.
Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии - народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков - это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.
Критика философии
История философии
Американская философия
Латиноамериканская философия
Африканская философия
Австралийская философия
Индийская философия
Современные философские проблемы
Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке , 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H ) - тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.
Разделы философии
В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику , эпистемологию , этику , эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.
Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию . Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии , а отделение политической теории - к появлению политической философии .
Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).
Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).
Общефилософские дисциплины
- Метафилософия - философия философии.
Философия средств и способов познания
Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).
- Логика - философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
- Эпистемология (гносеология , теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
- Философия науки , в том числе философии отдельных наук
- Философия биологии
- Философия психологии
- Философия социальных и гуманитарных наук
- Философия сознания (философия ментальности, философия ума)
Теоретическая философия
Теоретическая философия - философские дисциплины, исследующие сущее.
- Онтология - наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности . В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
- Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная - наука о началах бытия.
- Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)
Практическая философия
Практическая философия - философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология
- Этика
- философия морали . В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее
жить?», «Существует ли единая нормативная
ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки) , «Материальны
ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
- Этика поступка
- Социальная этика
- Профессиональная этика
- Юридическая этика (этика юриста)
- Профессиональная этика
- Экономическая этика
- Эстетика
- философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
- Философия искусства
- Праксеология (прагматика , философия деятельности)
- Философия образования
- Политическая философия (философия политики)
- Философия культуры
- Философия экологии
Философские дисциплины или философские направления
Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.
Философские теории идентичности
К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.
- Этнофилософия
- Философия расы (философия расизма)
- Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
- Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
- Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм , деизм , пантеизм).
- Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
- Философия традиционализма (философия традиции)
Философские теории, разрабатываемые отдельными школами
- Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика , мистицизм).
- Герменевтика (философия понимания)
- Семиотика (теория знака)
- Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
- Философия существования
Организация философии
- Философские организации
- Философское образование
- Философские сочинения
- Философские сайты
«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».
Генри Менкен, американский сатирик
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.
Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.
«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду - это философия».Вольтер, французский философ, поэт, писатель.
Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.
Философия - это...
Дословно философия (греч. φιλία - любовь, σοφία - мудрость) – это любовь к мудрости .
В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».
Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.
Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.
За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия , познания и места человека в мире.
Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.
Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем , постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.
Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.
«Философия – мать всех наук»
Философия гораздо шире всех , т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.
Что такое волюнтаризм Материализм - что это в философии, основные идеи диалектического и исторического материализма Метафизика - это сложный в понимании раздел философии Абсурд - это оценочное суждение или философская категория Что такое рационализм В чем суть идеализма в философии и его разновидностей (субъективный и объективный) Что такое генезис Что такое истина - ищем истинное трактование, определяем ее критерии и изучаем виды (абсолютная и относительная истины)По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:
- Мировоззренческая . Формирует представления о мире и месте в нем человека.
- Гносеологическая . Вырабатывает механизмы .
- Аксиологическая . Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей.
- Методологическая . Вырабатывает методы познания действительности.
- Мыслительно-теоретическая . Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать.
- Критическая . Все подвергает сомнению.
- Прогностическая . Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания.
Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.
- Онтологическая определяет первичность бытия или сознания.
- Гносеологическая определяет, познаваем ли мир в принципе.
Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит , к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.
Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.
Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы , так и не найдено.
Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.
Краткое резюме
Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.
Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.
И все же каждый из нас немножко философ , т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
Вам может быть интересно
Что такое гносеология
Здравствуйте, дорогие читатели!
Предмет философии, основы, определение, функции, история, понятия, нерешенные проблемы, гносеология, эмпиризм, рационализм и другие важные вопросы философии. Это тема для серии статей, которые я подготовила специально для современных, прогрессивных, крайне занятых моих читателей. Все статьи – краткие и вмещают информацию в концентрированном виде.
Я знаю, как все мы втиснуты в сжатые сроки наших проектов, срочных личных дел, различного рода непредвиденных обстоятельств. И при таком нашем ритме мы всё равно не оставляем надежды на то, что всё-таки удастся выкроить время, чтобы больше узнать, больше прочитать…
Специально для тех, кто очень занят, но хочет больше знать, я уже готовила цикл статей по теме «Современное искусство». Данный цикл статей будет посвящен теме «Философия: история, основные понятия и проблемы философии».
Из данной, 1-й статьи цикла, Вы узнаете о том, что изучает философия, какие основные вопросы философии остались до сих пор открытыми.
Здесь список всех статей цикла: Философия Нового времени Классическая немецкая философия Русская философия Философия эпохи Просвещения Философия конца 19 – начала 20 веков Философия 20 векаПредмет философии
Предметом изучения философии является всё сущее в мире. Целью философии не определить внешние границы между всеми составляющими мира, а определить их внутренние связи и единство между ними.
Целью философии является увлечение человека самыми совершенным ценностями, высшими идеалами, выведение его из обыденной сферы, придание его жизни истинного смысла.
Главная цель философии — найти смысл бытия и высшее начало.
Другие полезные статьи:Определение философии
Философия –это наука о познании мира и человека, о познании всеобщих законов развития мира и общества, о познании и объяснении нравственных ценностей и смысла бытия, о познании самого процесса познания.
Философия с давних времен ищет ответы на вопросы: «Что есть истина?», «Можно ли познать мир?», «Первично сознание или материя? », «Что есть Человек?», «Есть ли Бог? », «Зачем мы живем?» и другие.
Слово «философия » происходит от древне-греческих слов phileo – люблю и sophia – мудрость. Философия в буквальом переводе означает – любовь к мудрости.
Разделы философии
Философия включает разделы:
- Онтологию или метафизику — учение о бытии мироздания;
- Гносеологию — учение о познании;
- Логику — учение о мышлении;
- Этику — учение о морали;
- Эстетику — учение о прекрасном;
- Социальную философию и философию истории — учение об обществе;
- Философскую антропологию — учение о человеке;
- Историю философии.
Фундаментальные проблемы философии
К фундаментальным проблемам философии , не решенным до сих пор, относятся:
- проблема бытия — смысл бытия человека, отношение человека к Богу, идея души, ее смерти и бессмертия;
- проблема познания — может ли наше мышление познать мир объективно и истинно;
- проблема ценностей — нравственности и эстетики,
- проблема диалектики — мир статичен или меняется.
- проблема сущности пространства и времени.
Фундаментальные вопросы философии
В современной философии остаются неразрешенными такие фундаментальные вопросы : Первичен дух или материя? Есть ли Бог? Бессмертна ли душа? Мир бесконечен или конечен, как развивается Вселенная? Что есть Человек, в чем сокровенный смысл истории человечества? Что такое истина и заблуждение? Что есть добро и зло? и другие.
Функции философии
Философия выполняет такие функции:
- Мировоззренческую функцию — отвечает за понятийное объяснение мира;
- Методологическую функцию — отвечает за наиболее общие методы познания действительности;
- Прогностическую функцию — отвечает за формулирование гипотез о тенденциях развития сознания и материи, мира и человека);
- Критическую функцию — отвечает за принцип «подвергать всё сомнению»;
- Аксиологическую функцию — отвечает за оценку объекта, который исследуется, с разных точек зрения: нравственной, социальной, эстетической и т. д.);
- Социальную функцию — отвечает за выполнение двуединой задачи – и объяснение социального бытия, и помощь в его материальном и духовном изменении).
В следующей статье мы рассмотрим вопрос, когда и где зародилась философия. Я коротко расскажу об истории появления и достижениях философской мысли в Древней Греции .
Надеюсь статья Вам понравилась по теме «Предмет философии, основы, определение, функции, история» и Вы захотите более глубоко изучить эту невероятно красивую, завораживающую и полезную область знаний человечества! Уверяю Вас, философия может стать очень полезной для Вас, вплоть до того, что Вы пересмотрите систему своих ценностей и целей.
Очень рекомендую Вам эти 2 статьи по философии с видео лекциями современного философа , в которых он рассказывает о практических советах древнегреческих философов, которые очень помогут Вам в жизни не делать лишних телодвижений и бесполезных действий:
Вот одна из лекций «Как правильно жить — мудрые советы философов Древней Греции» :
Желаю всем вдохновения, всегда позитивного настроя и много сил для всех Ваших планов!