Чудесные истории из современной жизни. Православные рассказы для детей
Игумен монастыря Дохиар геронда Григорий (Зумис) давно известен и за пределами Святой Горы. Истинно жаждущие услышать мудрые слова старца едут со всех континентов, чтобы присутствовать на беседах с Герондой, где, внимательно вслушиваясь в беглую речь переводчика, слушают рассказы о монашеских подвигах, о страдающих, угнетённых и заблудившихся в страстях.
Внимаю читателей предлагается несколько фрагментов из книги Геронды «Люди Церкви, которых я знал». Идея этого сочинения выросла как раз из таких регулярных бесед. Это назидательные истории о подвиге любви, самопожертвовании, скромности и, что самое главное, стремлении жить по-евангельски. Геронда с большой теплотой описывает своих героев - мирян и монахов-аскетов, которые и подают нам драгоценные примеры истинно христианской жизни.
Довольство малым
Апостол Павел пишет о довольстве малым просто и лаконично: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). И Господь говорит нам о безумии того, кто задумал разрушить свои старые житницы, чтобы строить большие, так как поля его принесли богатый урожай. Довольство малым - характерная черта монашеской жизни от её начала и до сего дня. Надеюсь, что две следующих афонских истории порадуют читателя тем, что это духовное делание не совсем ещё исчезло у монахов.
Старик-пустынник, держа в руках стеклянный сосуд для масла с отломанным носиком, пришёл в каливу монаха одного из скитов.
Авва, дай мне немного масла для овощей. Прошёл месяц с тех пор, как оно закончилось, а зелень без масла стала беспокоить мой желудок.
Пустынник дрожал от холода. Дырявая одежда не могла защитить его иссохшее тело от сильного ветра, который так часто дует в зимние месяцы. Скитский монах только что получил на почте шерстяной свитер. Он вынес его пустыннику.
Вот, возьми: он новый, вязанный из овечьей шерсти. Надень-ка его, а то замёрзнешь.
Тот надел его, взял бутылку с маслом и ушёл довольный. Но вот, через несколько минут он возвращается, держа в руке свитер.
Авва, мне он не понадобится. Отдай его лучше кому-нибудь, кому он нужнее.
Около двадцати дней спустя старец-пустынник перешёл в место вечного покоя, где ему действительно уже не нужны свитера.
Один швейцарец, путешествуя по Афону, оказался у каливы, которая немногим отличалась от «бычьей каливы» (так на Святой Горе называют хлев для быков). Он тихонько постучал в дверь, и слабый голос изнутри пригласил его зайти. Войдя, он увидел старца, сидевшего на деревянной кровати и перебиравшего чётки. Гость окинул взглядом нищую обстановку каливы и, наконец, стал рассматривать старца, одетого в одежду из грубой шерсти. Плохое знание языка помешало поговорить с ним, но и без слов было ясно, что старец жил в нищете и презрении от людей. Он не играл с божественными вещами, чтобы показаться кому-то важным, и потому оставался никому не известным. Гость достал из кошелька пятьдесят долларов, чтобы дать их старцу.
Нет, я не возьму. Не так давно один человек дал мне двадцать долларов, их мне хватит надолго.
Пришла зима, и иностранец вспомнил каливу пустынника. По почте он отправил ему сто долларов на дрова и еду. Старец, получив их, тотчас отправил обратно, так как кто-то ему уже прислал денег. Иностранец снова их выслал, чтобы он раздал их нищей братии. Старец вновь вернул их с просьбой: «Вот сам их и раздай. Будет нехорошо, если я за твой счёт буду казаться милостивым».
Летом швейцарец принял православие и крестился, научившись у старца тому, что «блаженнее давать, нежели принимать» и «не бери без нужды ни обола».
Этот рассказ подобен прозрачной воде в горном источнике, один вид и журчание которой освежают человека.
Люди, научившие меня святой жизни
С детских лет я слышал слова преподобного Иоанна Лествичника: «Монашество есть постоянное понуждение себя». И моя покойная бабушка Захаро часто повторяла мне поговорку: «Рабочий день начинается с ночи». Ты допустишь ошибку, если отложишь сегодняшнюю работу на завтра.
Я начал удивляться добродетели самопонуждения и полюбил её прежде, чем узнал на деле. И до сих пор я желаю её стяжать как подходящую моему характеру как ничто другое.
Как-то я спросил у старца Амфилохия:
Чем монах отличается от мирянина?
На это он мне ответил:
Монах отличается постоянным понуждением себя.
После этого он целый вечер рассказывал мне о монахах, подвизавшихся в самопонуждении.
Взгляд
С ностальгией я вспоминаю одну возвышенность, которая получила название Матья после того, как один проходивший через неё человек остановился и сказал: «Отсюда одним взглядом можно окинуть весь мир!».
Мне также часто приходит на память великий художник и реставратор Антоний Глинос, который, увидев в Синайском монастыре написанную воском икону Христа, долго дивился мастерству иконописца, а потом, посмотрев Ему в глаза, в изумлении воскликнул: «В этом взгляде можно прочесть всё!».
Всё больше я убеждаюсь в истинности утверждения, что глаза говорят и выражают мысли даже тогда, когда уста закрыты и голос не слышен. Одним лишь взглядом можно высказать другому человеку и мысли, и то, что вертится на языке, и даже то, что лежит глубоко в сердце. Одна смиренная исповедь подтвердит правдивость моих слов.
Ожидая в больнице «Благовещение» своей очереди на процедуру, один дедушка рассказал мне о незабываемом взгляде своего брата. На маленьком острове Сикинос жила супружеская пара. Из-за нищеты их дочь вынуждена была выйти замуж за троглодита. Он жил один в пещерах острова, присматривая за небольшим стадом коз и овец. Дома его видели редко. Каждый раз он приходил таким уставшим, что, увидев его, дети прятались. Мать напрасно говорила им: «Детки, не бойтесь, это ваш папа». Третьи роды были неудачными, и мать с ребёнком скончались. Двое старших мальчиков остались сиротами. На острове у одной бездетной супружеской пары англичан был свой дом. Дети ходили туда, чтобы получить немного еды. Как-то раз англичане сказали старшему мальчику, который казался им более смышлёным: «Мы возьмём тебя к себе, но только ты должен будешь прогнать из дома своего брата».
Я схватил его за руку, вытащил наружу, спустил с лестницы и захлопнул за ним дверь. Когда я отпустил его руку (это был самый страшный момент в моей жизни), он поднял на меня свои глаза, посмотрел в мои и как бы сказал этим: «На кого ты меня оставляешь?». Но я тогда ожесточил своё сердце и думал лишь о собственной выгоде. С тех пор я всегда вижу перед собой этот взгляд, я думаю о нём постоянно, и он не выходит из моего сердца. Всякий раз, когда мне становится весело, он, как могильная плита, придавливает мою радость.
Как сложилась судьба твоего брата?
Мне об этом трудно говорить. Даже тот домик, который оставался у нас от матери, у нас забрал наш дядя, а мой брат до сих пор живёт в пещере без света и воды. Лишь большие черви составляют ему компанию во время сна и трапезы.
Что ты, дедушка, разве сейчас есть ещё люди, которые живут в пещерах? Разве никто не может приютить его у себя?
Сейчас, батюшка, я привёз его в Афины и вожу по врачам, чтобы хоть немного угасить память о том страдальческом взгляде, но всё равно не нахожу покоя. Его взгляд постоянно жжёт моё сердце. Послушай, батюшка, всегда смотри человеку в глаза, чтобы всё увидеть и понять. Если он печален, то сними с него его скорбь, а если весел, то укрой его, чтобы ему не потерять своей радости.
…и ещё один взгляд
В годы, когда в Албании, на этой территории древнего Иллирика, стало распространяться безбожие, то её хитрый правитель не захотел, чтобы это выглядело как его собственная инициатива. Он организовал так называемое Движение, чтобы всем казалось, будто безбожие идёт от народа, а не от власти. После того как он опьянил народ вином отречения от Бога, тот по своей слепоте сам начал уничтожать все напоминания о вере.
В одном селе, как рассказывал мне житель Северного Эпира Василий, школа находилась рядом с церковью. Учителем в ней был грек.
«Он целыми днями учил нас, что насколько лучше было бы, если бы у нас не было ни религии, ни Христа, ни Церкви. Он говорил, что церковные запреты превращают нашу жизнь в пытку. Его слова были настолько убедительны, что в один день мы все вломились в церковь, начали снимать иконы и бросать их в грузовик, как ненужный хлам. Нам так хорошо промыли мозги, что мы не понимали того, что делали. Я сам снял икону Христа с епископского трона и швырнул её в государственный грузовик. Всё происходило так быстро, как будто Сам Бог покидал нашу страну. В тот момент, когда я протянул свои руки, чтобы снять икону, мои глаза встретились с глазами Христа. Я почувствовал укор в Его взгляде, как будто Он говорил мне: «Что Я тебе сделал, что ты прогоняешь Меня?». Но я подумал: «Хочешь, не хочешь, но Ты уйдёшь из моей жизни. Государство приказало, чтобы в Албании исчезла даже память о Тебе». Прошли годы, у меня появилась семья. Когда у нас родилась дочка Евангелия, то, едва посмотрев ей в глаза, я сказал: «Этот взгляд мне знаком. Где я его видел? Где встречал? Не помню». Позже, когда обнаружилась, что Евангелия от природы увечная, я отвёз её к одной бабке, которая лечила травами. И когда она сказала мне: «Это гнев Божий, она неизлечима», - то я вспомнил взгляд Христа на иконе в моей сельской церкви и с тех пор не нахожу себе покоя. Мне стыдно встречаться глазами с укоряющим взглядом моей дочки, я чувствую, что она как бы говорит мне: «Ты, папа, один раз съел кислый виноград, а оскомина у меня на зубах осталась навсегда».
Вот какие полезные находки попадаются порой духовнику на исповеди.
На весах пустыня и мир. Чья чаша перевесит
В Афинах жила супружеская пара: Фиппас и Йота. Они ели и пили со стола современного мира, всегда смотрели на этот стол и никогда не поднимали глаз к высоте небес. Они следовали девизу: «Если ты наслаждаешься земными благами, то этого довольно». Они считали, что мысли о будущей вечной жизни - утешение лишь для тех, кто лишён удовольствий в этом мире. Они подобны хлебу, который долгими зимними ночами снится голодному, закутавшемуся в грубое шерстяное одеяло: холод заставляет его мечтать о том, в чём он терпит нужду.
Счастье супругов стало ещё полнее с рождением прелестной девочки, и они решили дать ей всё.
Острова Эгейского моря предлагаются богатым грекам как исключительное место для отдыха в летние месяцы. Для современного равнодушного человека на любом из этих островков существуют только пляжи и центры развлечений. Дороги в церковь он не замечает, колокольный звон перед утреней и вечерней для него помеха, священник в чёрной засаленной рясе - пятно на туристическом имидже острова; лучше бы вовсе не было этого средневекового страшилища.
Лето - время не только туризма, но и жатвы. Жнец собирает в житницу пшеницу с горных склонов и радуется плодам своих трудов. Но мы не должны забывать, что есть и другой жнец, невидимый и неожиданный. Он вторгается со своим серпом в нашу жизнь и пожинает не только пожилых, но и молодых. Этот серп оборвал жизнь и единственной дочери наших героев, причём при таких странных обстоятельствах, что даже многие годы спустя случившееся продолжало их тревожить. Между супругами стали обычными пререкания и поиски виноватого; они стали суеверными и начали постепенно отдаляться друг от друга. Они попробовали было приблизиться к Церкви, но их попытки воцерковиться были какими-то неправильными. В конце концов, у жены появилось отвращение к мужу. Она опять захотела иметь ребёнка, но только не от него. Она подала на развод и выгнала его, отправив жить к его старой матери. Впрочем, оставшись одна, она всё-таки продолжала пользоваться материальной поддержкой брошенного мужа. Один игумен просил её не толкать своего доброго супруга к третьему браку (у Фиппаса это был второй брак), потому что древние говорили: «Первый брак - радость, второй - снисхождение, а третий - горе».
Но она, привыкшая к исполнению всех своих желаний, осталась непреклонной. Духовник попытался найти хоть какой-нибудь выход и посоветовал ей:
Не думай только о себе, подумай также о муже. Будьте одной семьёй, хотя бы и условно.
Не выйдет. Я сошлась с одним человеком, между прочим, набожным, который мне понравился. Теперь я от него беременна.
Ты выйдешь за него?
Нет. Я хотела ребёнка - я его получила, а супружеской жизни с меня хватит.
Когда об этом услышал Фиппас, то не рассердился: он продолжал её любить, и его забота о ней не уменьшилась, хоть она и сбилась с пути.
Мне жалко её, отче. Я должен ей помогать, ведь ей не на что жить.
Прошло пять месяцев с тех пор, как женщина призналась в своей беззаконной беременности духовнику, с которым с тех пор больше не общалась. Наконец, она попросила его помолиться. Тот отказался: «Молитва предполагает послушание».
Тогда она воспользовалась посредничеством своего брошенного мужа, но огорчённый игумен отказался и на этот раз.
Наконец, в один вечер молчание было нарушено. Убитый горем супруг объявил духовнику о том, что их брак расторгнут судом, но его печалит не столько это, сколько состояние его бывшей жены: её положили в больницу, и опасность угрожает не только её жизни, но и жизни ещё не родившегося ребёнка. Он плакал от горя и боялся за жизнь матери и ребёнка, а ведь он был ему чужим. Он совсем не чувствовал себя оскорблённым: честь и мужское достоинство были забыты перед угрозой смерти. Он плакал и просил об усиленной молитве, но старец его как будто не слышал: в это время он судил самого себя, взвешивал и нашёл никчёмным. Перевесила чаша весов, на которой был разведённый муж. И старец, державший до сих пор эти весы, бросил их на землю, пристыжённый и посрамлённый. Уста пустыни едва не произнесли: «Она получила по заслугам. Это хороший пример праведного суда Божия», - но их заградили рыдания и слёзы мира незлобия и духовного превосходства. Здесь будет уместно вспомнить сестру Евгению, которая говорила: «Братья, давайте сначала приобретём добродетели мирян, а потом уже займёмся стяжанием монашеских добродетелей».
Из жизни христиан (Рассказы взятые из жизни людей)
Диме исполнилось 18 лет. Пришло время становиться на учёт в военкомате. С самого раннего детства родители сеяли семя Слова Божьего в его душе, которое дало всходы в его юности.
Переступая порог военкомата он даже и не подозревал, что ему предстоит пройти. На сердце было легко и радостно. Дима осознавал, что с ним Тот, кто никогда не оставит, кто поддержит и защитит. Проходя кабинет за кабинетом, ему приходилось отвечать на один и тот же вопрос:
– Вы верующий?
– Да, я служу живому Богу!
– Это aбсурд. В наше-то время! Молодой человек одумайтесь, скоро эта средневековая дикость отойдёт далеко на задний план. Вы молодой у вас вся жизнь впереди... Стоит ли так портить её?!
После каждой такой речи, в его деле вносились записи: посещает религиозные собрания и читает религиозную литературу.
Вот и последний кабинет, за дверями которого находится психолог. Дима слышал от друзей, как тяжело выносить подобные встречи. Многие не выдерживают духовного давления и унижений, а некоторые впадают в малодушие... Дима взялся за дверную ручку, а на сердце радостно и спокойно.
– Проходите, – сказал врач-психолог. Он взял в свои руку личное дело Дмитрия и стал изучать его.
– Понятно... значит баптист?
– Да, я верующий.
– Вы знаете, что таких людей, которые верят в подобные мифы, мы всегда отправляем на обследование в психбольницу? Мы живём в цивилизованом мире и в нём нет места религиозным басням.
Дима смотрел на психолога и не мог поверить, что ему предстоит пройти унижение и оскорбление личности в среде душевнобольных людей. На душе стало невыносимо больно, а на глаза накатились слёзы.
Закончив обход, он поспешил домой, где его с большим нетерпением ждала мама. Переступив порог дома, Дима дрожащим голосом проговорил:
– Они хотят поместить меня в психбольницу на целый месяц. Мама, я не переживу этого. Что нам делать?
– Это ужасно сынок, но отказаться ты не можешь. Иначе тебя будут судить за уклонение от военской обязанности. Придёться лечь в больницу, а мы все будем молиться о тебе.
Ничего больше не оставалось, как только уповать на Живого Господа и просить у Него духовных сил. Дима лёг в больницу для тщательного осмотра. Нельзя описать простыми словами весь тот кошмар, который ему пришлось пережить за время пребывания в застенках психиатрического заведения. Не раз работники КГБ провоцировали драку с его стороны с душевнобольными людьми. Однажды, когда Дима принимал пищу, к нему подослали человека, который просто напросто плюнул в его миску и таким образом испортил еду. Молодой христианин покорно снёс обиду и не проронил ни одного плохого слова. В другой раз, его без всякой на то причины, ударили сильно по лицу, но и тогда он не поднял своей руки, чтобы разобраться с обидчиком. Такие издевательства продолжались ежедневно. Работники КГБ не унимались. Как-то, они подослали к Диме агрессивно настроенного больного, который, набросившись на парня, стал душить его. В глазах у Димы моментально потемнело и он потерял сознание. Тут уже вмешался медперсонал и привёл в чувство пострадавшего, подключив кардиограмму и все необходимые препараты. Они спасли его жизнь, но так и не перевели в другую палату.
Через несколько дней к Диме пришла на свидание мама. С болью в душе он поведал дорогому человеку о всех своих бедах.
– Димочка, я буду говорить с братьями и мы будем добиваться твоего освобождения. Так дальше не может продолжаться, – со слезами на глазах проговорила бедная женщина.
Через некоторое время Диму отпустили на свободу, но на прощание сказали:
– Мы вас отпускаем, но память о нас будет сопровождать вас всю жизнь.
И с этими словами главврач вручил Диме документ где был написан диагноз: «1Б-умственно отсталый».
После вынесенного приговора Диму не приняли на службу в армию. Казалось бы ничего плохого не произошло... но какая это жизнь с таким диагнозом?!
Время шло. Дима усиленно искал работу, но в ответ слышал одни и те же слова:
– Мы вас не можем принять с таким диагнозом.
– Но, я ведь полностью здоров.
– Мы это видим, но, увы, документ есть документ. Извините!
Время не стояло на месте. Дима женился… У него уже было 9 детей, но как прокормить такую семью, если везде отказывают в работе?
Бог испытывает сердца, проверяет нашу верность Ему. Когда нам кажется, что всё, точка – это уже предел и нет больше никаких сил, тогда Господь выходит на помощь.
Времена гонений давно уже закончились. Была объявлена свобода вероисповедания. На стадионах и площадях открыто звучала проповедь Евангелия. Люди вздохнули с облегчением. Пришла помощь от Бога и для Димы. Совершенно неожиданно для него он познакомился с одним очень хорошим братом-баптистом, который работал врачом в больнице. Дима обратился к нему за помощью, чтобы тот помог ему снять с плеч такой невыносимый груз, как статью «1Б-умственно отсталый». Новый товарищ с радостью согласился помочь. В скором времени был собран совет психологов, где Диме предстояло ответить на все поставленные вопросы.
Вопросы были самые обыкновенные: кто такой Моисей, как звали родителей Иоанна Крестителя и т.п. На все расспросы Дима отвечал мудро и правильно.
– Понимаете, тогда было такое время, – в заключении беседы сказал врач, – Власть усиленно вела борьбу против верующих, мы были вынужденны писать такие диагнозы. Вы абсолютно здоровы. Успехов вам!
Так закончился срок этого долгого заключения.
(Имя героя вымышленное. История взята из жизни брата, проповедника)
Юра вырос в семье, где у родителей помимо него, было ещё 17 детей. Он рос послушным и добрым мальчиком. С самого раннего детства в доме звучали Библейские истории и прививалась любовь к Господу. Когда Юре исполнилось 18 лет, он изъявил желание принять водное крещение. Родители были очень рады. Им не приходилось убеждать сына в том, как это важно заключить завет с Богом, но он сам принял твёрдое решение идти в жизни только за Христом. Юра очень хорошо учился в школе. Учителя, все, как один, хвалили и уважали его. В его сердце была заветная мечта – выучиться на дантиста.
Жизнь только начиналась... Никто не знает, что ждёт нас через несколько минут, не говоря уже о следующем дне... Прошло три недели после водного крещения, когда Юра заключил завет с Господом и посвятил всю свою жизнь в Его руки. Он возвращался домой с работы, где его ждала любящая и добрая мама. Но доехать до дома ему было не суждено. Что произошло на дороге, знает только один Бог, по какой-то причине Юра выехал на встречную полосу, где в это время двигался грузовой автомобиль. Авария была неизбежной. Комиссия установила, что Юра ехал согласно указанной скорости, без нарушений, но, по какой причине произошло несчастье, остаётся в тайне.
Наша жизнь очень коротка и стоит задуматься, как мы проживаем отмеряный нам Господом отрезок земного пути. Юра отошёл в вечность на встречу со Христом... Его молодое сердце пожелало заключить завет с Богом посредством водного крещения, а через три коротких недели он уже смог увидеться с Ним лицом к лицу.
Что ждёт нас после смерти? Стоит задуматься... Жизнь так скоротечна...
(Имя героя вымышленное. История взята из проповеди)
(Рассказы прислала Светлана Бурдак)
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
Каждое утро, проснувшись и выглянув в окно, я наблюдала одну и ту же картину: какая-то женщина выгуливала в нашем дворе большую немецкую овчарку. И каждый раз я про себя думала с насмешкой: делать ей больше нечего – за собакой смотрит! А надо сказать, что эта история произошла в начале 90-х годов, когда в Грузии было тяжелое время, даже хлеб покупали по талонам, да и то, чтобы его получить, занимать очередь приходилось ночью. Вот я и думала – себя бы прокормить, куда ещё собаку...
У моих дочек было несколько разных кукол, некоторые из них по внешнему виду напоминали младенцев – в ползунках, с пустышками, с бутылочками, другие напоминали взрослых. Были среди них и две куклы Барби. Красивые, яркие такие куклы, в те годы они только-только начали «входить в моду» и мы, верующие, еще не понимали опасность таких игрушек. Но если родители не понимают, то Бог может открыть самим детям об их греховности.
Одна сестра рассказала об одном маленьком чуде, которое произошло давно, в начале 90-х годов, когда ее дочки были маленькими и еще не ходили в школу: -Я недавно уверовала, муж из-за этого нас бросил, и мы жили очень небогато. У соседских детишек были красивые куклы, девочки это видели, но при нашем бюджете о кукле и речи не могло идти.
А моя старшая дочка пристала ко мне: «Хочу куклу, хочу куклу», днем и ночью только об этом и мечтала. Я ее уговаривала по-разному, но ничего не помогало, а до меня и не доходило, что можно об этом Бога попросить. Наконец, когда увидела, что дочкам уже и во сне снятся куклы, сказала им: «Давайте вместе помолимся, попросим Иисуса, а Он знает, как Он нам подарит, потому что у нас денег нет на кукол».
После воскресного служения, придя домой, я сидел за столом в своей комнате. Погрузился в размышление о своем труде. В Церкви мирные приятные общения, среди братьев единодушие, ревностно трудятся. Грешники каются, и все радостные.
Вдруг открывается дверь и входит человек приятной наружности. В руках его всякие аптекарские приборы - колбы, пробирки, спиртовая горелка, весы. Поставил всё это на стол и спрашивает: «Вы служитель церкви и есть ли у вас усердие?" Из кармана пиджака я вынул в виде шоколадки «усердие» и подал ему. Он взвесил на весах и на листе бумаги сделал запись: "АНАЛИЗ усердия служителя Церкви для получения награды от Бога".
Общий вес - 100 фунтов.
Я подскочил от радости, но он так посмотрел на меня, что я сел и понял, что исследование еще не закончилось. Потом человек мое усердие разбил и сложил в колбу, поставил над огнём и все расплавилось в жидкое. Дал остыть и все застыло слоями. Стал отбивать по одному слою, взвешивать и записывать:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему.
Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?
Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки аминь.
Рим 11:33-36
Это свидетельство сестры Лены, 46 года, диаконисы нашей церкви Скиния гор, Измаил. Когда мы ехали с духовного труда, она рассказала необычную историю из своей жизни, и я подумал - как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его.
Когда началась война, нас, немцев из Поволжья, выселили из своих домов и вывезли на север. Многие умерли в дороге, многие не выдержали тяжелых условий жизни и голода. У меня была верующая бабушка, которая рассказывала о Боге, о том, что Бог очень любит нас и никогда не покинет.
Мы голодали уже больше недели. Есть было нечего, совсем нечего - не было ни куска хлеба, ни одной картошки. Мама плакала, папа сидел молча.
И тогда моя бабушка сказала: «Давайте помолимся». Она заставила всех нас встать на колени. Мы молились, пели псалмы. Потом мы встали с колен, сели, и в нашем доме наступила мертвая тишина.
Крик души
Сборник православных рассказов
Надежда Голубенкова
© Надежда Голубенкова, 2017
ISBN 978-5-4474-4914-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Детский летний лагерь. Карманное издание «Евангелия» издательства «Gideon», раздаваемое всем желающим. Именно с него всё началось, с этой синенькой, неприметной книжечки. То были светлые деньки беззаботного, по мнению всех взрослых, детства. Или, вернее сказать, отрочества, ведь мне тогда было лет одиннадцать-двенадцать. И всё же я не сказала бы, что моё детство было беззаботным. И вообще, было ли оно? Сколько себя помню, я училась-училась-училась. И в те дни пребывания в детско-оздоровительном лагере «Олимп» я много времени проводила не за игрою с ребятами, а за чтением. А читала я именно эту Книгу, попавшую мне в руки совершенно случайно, но, как я понимаю теперь, весьма своевременно.
С христианской любовью всем читателям посвящается.
Два Николая
В одной совершенно обычной деревенской семье было два сына, и обоих звали Николаями. Но не потому, что у их родителей отсутствовала фантазия. А просто так вышло, что старший родился 19 декабря – в зимний день памяти святителя Николая Чудотворца, – а младший – 22 мая, аккурат в летний праздник святого. Их так в семье и величали: Никола-летний и Никола-зимний.
К печали матери, не было между братьями мира. Каждый из них при случае старался доказать, что особо почитаемый всем русским народом Николай Угодник – только его святой. Со временем родители махнули рукой на постоянные ссоры мальчиков.
И вот когда младшему исполнилось 11 лет, а старшему – 13, отец устроился на новую работу, и семья переехала в город. Совсем недалеко от их новой квартиры, через две улицы, располагался огромный и величественный Храм Всех Святых. Когда мама привела их сюда впервые, братья поразились золочённому убранству и высоким сводам храма: их деревенская церквушка была куда как скромнее. А сколько здесь могло поместиться народу!
Однако прихожан у храма было немного. Вскоре мальчики и их мама знали в лицо уже всех, с некоторыми даже сдружились.
Наступил май. Нарядно одетые в честь именин и дня рождения младшего Николая братья пришли на Божественную Литургию. И, что они видят? Народу в храме полным-полно! Вот все желающие Причастились, батюшка вынес для целования крест. Обведя своих прихожан лучезарным взглядом, отец Михаил поздравил всех именинников и велел им первыми подходить. Каждому Николаю матушки вручали иконки святого и краткие молитвочки. Пошёл за подарком и наш летний Никола.
– А ты чего не идёшь? – подтолкнула мама старшего сына.
– Гляди, сколько народу, – кивнул поражённый подросток на длинную очередь, в конце которой пристроился брат. – Так всем и иконок не хватит. Я лучше подойду в свой день рождения. Как думаешь, тогда тоже батюшка будет иконки дарить?
– Не сомневаюсь, – ласково потрепав его по волосам, улыбнулась женщина.
Больше месяца Никола-зимний подкалывал младшего брата, напоминая, как много Николаев пришло в его день рождения.
– Тебя-то, небось, святой в такой толпе и не заметил, – чуть не доведя брата до слёз, бросил он как-то в пылу.
Сам семиклассник был уверен, что в его-то праздник будет мало людей. Возможно, даже он один подойдёт к батюшке за иконкой.
Незаметно наступили его именины. За окном трещали настоящие декабрьские морозы. Отец, как обычно, отправился на работу, а мальчики с мамой поспешили на службу. Старший сын замер у входа, когда увидел, сколько людей не испугались холода и пришли. Несмотря на то, что сегодня было не воскресенье, да и вообще обычный рабочий день, в храме было не продохнуть: в пояс поклониться и то было сложно.
Служба закончилась, а братья с их матерью так и остались стоять позади подходящей к кресту толпы.
– О, а ты почему не идёшь за своею иконкой? – подошёл к ним добродушный дьякон, отец Андрей.
Старший мальчик в растерянности взглянул на нескончаемую очередь, на матушек, принесших из свечного ларька дополнительные иконы, и покачал головой:
– И так не хватает, а у меня дома есть иконка – крёстные подарили.
– Иди-иди, у батюшки для тебя совершенно особый подарок, – подмигнул имениннику дьякон.
Робея и сожалея, что когда-то дразнил брата, Никола-зимний протиснулся сквозь толпу к редеющей очереди мужчин. Вот он подошёл к батюшке, приложился к кресту.
– С праздником, Николай! А я уж тебя потерял.
И, сделав знак одной из матушек, отец Михаил лично вручил ему небольшую икону. Глянув на неё, мальчик непонимающе поднял взгляд на священника: на иконе был не его покровитель, а двое неизвестных подростку святых.
– Неужели не признал? – искренне удивился батюшка. – Это же святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
Николай чуть покраснел, но кивнул.
– Я желаю вам с братом такого же духовного единства, какое было между святыми, – продолжил отец Михаил. – Ты – старший, поэтому отныне никогда не обижай младшего брата, защищай его, заботься о нём и, я уверен, он отплатит тебе ещё большей любовью.
С тех самых пор между братьями больше никогда не было ссор.
Мальчик, который пожелал увидеть чужие грехи
В одном большом городе жила семья: мать да её сынок Сашка. Отец мальчика их бросил, и Саша его даже не помнил. Мама всегда говорила, что папа был хорошим, но испугался ответственности, когда она сообщила ему о своей беременности. Саша был уверен, что никогда так не поступит. Но что может загадывать на будущее мальчик, которому всего восемь лет?
Недалеко от их дома стояла прекрасная небольшая церквушка. Колокольни у неё не было, но зато из окон Сашиной спальни можно было увидеть её купола. Почти каждое воскресенье они с мамой ходили в эту церковь: ставили свечки за папу, исповедовались и причащались. Постоянных прихожан мало, и Саша знал их всех не только в лицо, но и по именам.
Вот как-то раз, когда они с мамой выходили из храма, с ними поравнялась баба Нюра – старушка с соседнего двора. И поведала она им такую историю:
– Ты бы, Аннушка, помолилась у новой иконы Спасителя, что недавно привёз наш батюшка. Знаешь, какое чудо давеча случилось? Светлана, что никак понести не могла, ребёночка ждёт. Говорит, помолилась у иконочки новой, и чудо свершилось. Вот и ты помолись: дитятке-то твоему, небось, плохо без папки.
– Спасибо, баба Нюра, но мы как-нибудь сами. Да и привыкли уже вдвоём.
– Помолись-помолись. Икона чудотворная, точно тебе говорю.
Мама лишь покачала головой, а Саше слова старушки запали в душу. И вот в следующее воскресенье после службы он подошёл к батюшке и неловко остановился, не зная, с чего начать. Священник заметил мальчика и тепло улыбнулся:
– О чём призадумался, Саша? Или маму ждёшь?
Мальчик невольно оглянулся, кинув взгляд на мать, которая покупала в церковной лавке свечи. Сегодня было больше народу, чем обычно, и они не успели поставить свечки до службы.
– Я спросить хотел, – набравшись смелости, тихо сказал мальчик.
– Я тебя внимательно слушаю.
– А правда, что баба Нюра маме рассказала: будто новая икона чудеса творить может?
– Ты сам это можешь проверить, – чуть задумавшись, ответил священник. – Помолись. Попроси Спасителя о том, чего хочешь больше всего на свете. И если твои слова будут от сердца, Он даст тебе то, что ты просишь.
Саша поблагодарил батюшку за ответ и подошёл к иконе Спасителя. Чего же он хочет больше всего на свете? Новою машинку? Футбольный мяч, как у Ромки из соседнего подъезда? А, может быть, сразу попросить компьютер?
– Грешна я, батюшка…
Саша оторвался от своих мыслей и посмотрел на женщину в белом платке, которую раньше в храме не видел. «А как же он выглядит, этот грех?» – промелькнуло в голове. Нет, он знал, что драться, не слушаться маму, спустя рукава делать уроки – это плохо, грешно. Ему говорили, что грех – это болезнь, как невидимые раны на душе. Но ему никогда не хватало воображения это представить.
– Хочу видеть грехи. Хочу видеть грехи, – прошептал он, смотря на Спасителя. Сейчас он этого желал больше всего на свете.
Но, увы, когда мальчик обернулся, он не увидел в беседовавшей с батюшкой женщине ничего необычного. «Может, это здесь, в храме, после исповеди, ни у кого не осталось грехов. А вот сейчас мы выйдем на улицу…». Но и в прохожих не было ничего странного. «Знать баба Нюра не права, и никакого чуда не было» – раздосадовано подумал Саша.
Время шло. Саша всё чаще пропускал службы: то утром куда-то с друзьями уйдёт, то отсыпается после ночного клуба, то просто не хочет. Мама ходила одна, ставила свечи и за него, и за отца, молясь, чтобы сын одумался, и как можно скорее закончился его «переходный возраст».
Прочитав истории из жизни от наших подписчиков, вы поймете – нередко путь к Господу бывает долгим и сложным, наполненным лишениями. Причиной этого является человеческая гордыня, мысли о том, что каждый может управлять своей жизнью сам, а не доверять ее Господу. Однако бывает и так, что человек приходит к вере легко, не успев нажить себе проблем.
История Андрея
Так случилось с молодым человеком по имени Андрей (имя изменено). Он рос в православной семье, был крещен и с детства почитал Бога. Каждое воскресенье он со своей семьей ходил в храм и даже пел в церковном хоре. Родители не могли нарадоваться на своего сына, однако со временем, в том возрасте, когда все подростки начинают бунтовать, Андрей стал отдаляться и от земных родителей, и от небесного Отца. Он все реже ходил в храм, постоянно находя отговорки, а когда ему исполнилось двадцать, он заявил, что православие было ему навязано в детстве без права выбора, и теперь, когда он подрос, он желает сделать этот выбор сам.
Мать и отец молодого человека были шокированы, однако сына по-прежнему любили, и не переставали за него молиться. Андрей же закончил университет и уехал работать за границу. За несколько лет он успел перепробовать несколько разных религий, и вот однажды он пригласил родителей навестить его в Канаде, где работал. При встрече Андрей попросил у них прощения и рассказал, что в итоге он вернулся в православие, на сей раз, как и хотел, сделав этот выбор самостоятельно.
История Сергея
Конечно, не все истории в жизни заканчиваются так хорошо. Бывает, что люди возвращаются к Богу, лишь оказавшись на смертном одре. Так случилось с супругом Анны Сергеем (имена изменены). В детстве он был крещен, но никогда особо не веровал в Господа и не жил, как должно жить православному христианину. Анна уговорила его на венчание, но в остальном он не посещал храм даже на праздники.
И вот семью настигло горе. Сергей заболел, и, не смотря на все усилия врачей, здоровье его стремительно ухудшалось, пока не стало понятно, что жить ему осталось недолго. Все это время Анна то просила супруга позволения привести к нему священника, то умоляла батюшку прийти и причастить Сергея без его согласия, что, разумеется, совершенно недопустимо. Она горячо молилась, и вот ее молитвы были услышаны.
Уже с трудом способный говорить Сергей попросил жену привести священника. Под конец исповеди он уже не говорил, а лишь кивал в ответ на слова батюшки, и все же таинства исповеди и причастия были совершены. Когда священник вышел сообщить об этом Анне, Сергей тихо и мирно отдал Богу душу.
Отношения с близкими и семейные ценности
Иногда, чтобы привести человека к вере, Господь посылает ему другого человека. Так случилось с Мариной и Николаем (имена изменены). Они познакомились случайно, во время отпуска, и продолжили общение, выяснив, что живут в одном городе. Николай на тот момент только-только пришел к вере и начал познавать Господа и Его таинства. Марина же была атеисткой и вела образ жизни, далекий от христианского. Она любила ночные клубы и дискотеки, яркий макияж и вызывающую одежду. Однако это не помешало ей с Николаем по-настоящему сильно полюбить друг друга.
Они встречались какое-то время, а потом Николай сказал, что хоть и любит Марину, будущего с ней он не видит, потому что сам он православный и хочет связать свою жизнь с православной девушкой. Сначала было много обид и слез, но потом Марина все же согласилась пойти с Николаем в храм. После литургии парень познакомил ее со своим духовным наставником. Они долго разговаривали, и все услышанное так впечатлило Марину, что она начала менять свою жизнь. Она приняла крещение, стала скромнее одеваться, постепенно отказалась от макияжа, перестала ходить на ночные тусовки… Ее друзья и подруги не понимали, что с ней произошло, говорили, что с Николаем она стала скучной.
Не понимали Марину и родители. Дело доходило до ссор, ее называли сумасшедшей и сектанткой. Такие искушения нередко подсовывает Сатана только начинающим вставать на путь истинный людям, желая вернуть их в жизнь во грехе. Марина принимала все со смирением, и вскоре у нее появились новые друзья из церковного прихода, а родители, видя, что их дочь счастлива, смирились и приняли ее путь. Николай и Марина поженились и обвенчались и сейчас ждут своего первенца, которого, конечно же, будут растить по православным традициям и с малых лет прививать ему любовь к Богу.
Религиозный фанатизм и христианская гордыня
Гордыня и тщеславие – это грехи, которым подвержены не только неверующие, но и истинные христиане. Забывая учение Христа, некоторые православные – как простые люди, так и священники – начинают думать, что их вера делает их особенными. Это выражается в том, что они по-христиански добры только к другим православным, всех остальных людей они считают «вторым сортом». Это в корне неверное поведение, которое вредит не только самим этим людям, но и их неправославному окружению. Видя таких верующих, люди могут начать относиться к православию негативно, что делает их вероятный приход к вере совсем уже невозможным. Истинный православный должен находить радость в помощи неверующим, как самаритянин из притчи Христа. Ведь помогая им, общаясь с ними, у православного есть шанс со временем обратить их в истинную веру.
Не лучше гордыни является и излишний, радикальный фанатизм. Доходя до такого состояния, православные не понимают, что становятся ничем не лучше мусульманских боевиков, которые во имя веры совершают взрывы, поджоги и убийства. Христианство учит любви ко всем, особенно к заблудшим. Сам Иисус общался и делил трапезу с грешниками и мытарями, вместо того, чтобы осуждать их и подвергать гонениям. «Врач нужен не здоровым, а больным», – сказано в Евангелие. Также там написано «не судите, да не судимы будете». Именно этими принципами должно руководствоваться истинному христианину.
Самовоспитание и смысл жизни
Многие новообращенные православные сталкиваются с осуждением от своих старших братьев и сестер в вере, связанным с тем, что они, по мнению этих старших, как-то не так выполняют правила и наставления, например, не соблюдают пост. О недопустимости осуждения уже было сказано выше, а сейчас мы попробуем разобраться, действительно ли что-то делается не так.
Снова стоит напомнить о том, что приход к вере у всех происходит по-разному. Кто-то воспитывался в православной семье с малых лет, а кто-то обратился сам после многих лет жизни без Бога. Вспомним также, что такое пост. Многие, в том числе и среди православных, считают, что пост – это время, когда нельзя есть мясо и ряд других продуктов, однако это в корне неверно. Пост – это отказ от удовольствий, обет, который христианин добровольно принимает на определенное время. Через пост люди бросают вызов своим страстям и превозмогают многочисленные искушения, насылаемые на них Сатаной. Поэтому для каждого человека этот обет будет разным. Живущие в православии многие годы и давно победившие свои многочисленные страсти люди могут на время поста отказаться от мяса. Но для тех, кто только пришел к Богу, не меньшим, а то и большим подвигом станет, например, отказ от посещения вечеринок и посиделок с друзьями.