Древнеримская философия. Философы древнего рима и их роль в истории мировой культуры Добродетели – основа учения
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального
образования «Российская академия предпринимательства»
Реферат
по философии
на тему:
«Философия Древнего
Рима»
Выполнила студентка группы
ВДк – 12 - 019
Пирогова О.В.
Научный руководитель
Шемякина Е. М.
Москва
2012 год
Содержание
-
Введение стр. 3
Стоицизм стр. 3
-
Сенека и его философские взгляды стр. 4
Марк Аврелий Антонин и его философские взгляды стр. 4
-
Тит Лукреций Кар и его философские взгляды стр. 5
-
Пиррон и его философские взгляды стр. 6
-
Плотин и его философские взгляды стр. 6
Список литературы стр. 7
Введение
После подчинения Греции Риму
во II в. до н. э. Римская империя начала
перенимать философские учения, которые
появились ещё в Древней Греции в эпоху
крушения афинского государства. В отличие
от Греческой философии Римская философия
имела преимущественно этический характер.
Главнейшей задачей Римской философии
является не исследование сущности вещей,
а проблема достижения высшего блага,
счастья, выработка правил жизни.
В данной работе будут рассмотрены
некоторые из основных философских направлений,
установившихся в Риме, такие как стоицизм,
эпикуреизм и скептицизм, а также их
яркие представители - Луций Анней Сенека,
Марк Аврелий Антонин, Тит Лукреций Кар
и Энесидем.
Стоицизм
Стоицизм - учение одной из наиболее
влиятельных философских школ античности,
основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из
Китая; её название происходит от "Расписного
Портика" - "Стои" в Афинах, где
преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно
делится на три периода: Ранний (Зенон
III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний,
Гекатон II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский)
Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий I-II вв.н.э.).
Учение стоиков принято
разделять на три части: логику, физику
и этику. Известно их сравнение философии
с фруктовым садом: логика соответствует
ограде, которая его защищает, физика
является растущим деревом, а этика
- плодами.
Логика - основополагающая часть
стоицизма; ее задача - обосновать необходимые
и всеобщие законы разума как законы познания,
бытия, а философствование - как строгую
«научную» процедуру.
Физика. Стоики представляют мир живым
организмом. Согласно стоицизму, всё существующее
- телесно, и различается только степенью
«грубости» или «тонкости» материи. Сила
является тончайшей материей. Сила, управляющая
миром в целом, - Бог. Вся материя есть
лишь изменения этой божественной силы.
Вещи и события повторяются после каждого
периодического воспламенения и очищения
космоса.
Этика. Все люди - граждане космоса
как мирового государства; стоический
космополитизм уравнивал перед лицом
мирового закона всех людей: свободных
и рабов, граждан и варваров, мужчин и женщин.
Согласно стоикам всякое нравственное
действие является самосохранением и
самоутверждением и увеличивает общее
благо. Все грехи и безнравственные поступки
- это саморазрушение, утрата собственной
человеческой природы. Правильные желания,
поступки и дела - гарантия человеческого
счастья, для этого надо всячески развивать
свою личность, не быть покорным судьбе,
не склоняться ни перед какой силой.
Луций
Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Сенека был родом из Кордовы,
он придавал огромное значение практической
стороне философии, этике и исследовал
вопрос, как прожить добродетельную жизнь,
не углубляясь при этом в теоретическое
изучение природы добродетели. Он рассматривает
философию как средство обретения добродетели.
«Пусть наши слова приносят не удовольствие,
но пользу – больной ищет не того врача,
кто красно говорит».
В своих теоретических
воззрениях Сенека придерживался материализма
древних стоиков, но на практике верил
в трансцендентность Бога. Он считал,
что судьба – не слепая стихия. Она обладает
разумом, частичка которого присутствует
в каждом человеке. Всякое несчастье, является
поводом для добродетельного самосовершенствования.
Философ предлагает стремиться к высокому
мужеству, стойко перенося все, что посылает
нам судьба, и отдаться воле законов природы.
Марк
Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до
н.э.)
Римский император с 161-го по
180 год н. э., в размышлениях «К самому себе»
говорит, что «единственное, что находится
во власти человека, - это его мысли».
«Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник
добра, который способен бить не иссякая,
если до него постоянно докапываться».
Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый.
Основной целью человеческих стремлений
должно быть достижение добродетели, т.
е. подчинение «разумным законам природы
в согласии с человеческим естеством».
Марк Аврелий рекомендует: «Спокойную
мысль при всем, что приходит извне, и справедливость
при всем, что реализуется по твоему собственному
усмотрению, то есть твое желание и действие,
пусть заключаются в действиях общеполезных,
ибо это суть в согласии с твоим естеством».
Марк Аврелий - последний
представитель античного стоицизма.
Эпикуреизм.
Эпикуреизм был единственной
в античном Риме материалистической философией.
Материалистическое направление в древнегреческой
и римской философии было названно по
имени его основателя Эпикура. В конце
2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура
среди римлян, самым выдающимся из которых
был Тит Лукреций Кар.
Тит Лукреций
Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.)
Лукреций полностью отождествляет
свои взгляды с учением Эпикура.
В своем произведении «О природе
вещей», он мастерски объясняет, доказывает
и пропагандирует воззрения ранних представителей
атомистического учения, последовательно
защищает основные принципы атомизма
как от более ранних, так и от современных
ему противников, давая одновременно наиболее
цельную и логически упорядоченную интерпретацию
атомистической философии. При этом он
во многих случаях разрабатывает и углубляет
мысли Эпикура. Единственным сущим Лукреций
считает атомы и пустоту. Туда, куда простирается
пустота, так называемое пространство,
там нет материи; а там, где простерлась
материя, нет пустоты и пространства никоим
образом.
Душу он считает материальной,
особым соединением воздуха и тепла. Она
протекает через все тело и образована
тончайшими и наименьшими атомами.
Лукреций пытается объяснить
естественным образом возникновение общества.
Он говорит, что первоначально люди жили,
в «полудиком состоянии», не зная огня
и жилища. Только развитие материальной
культуры ведет к тому, что человеческое
стадо постепенно превращается в общество.
Так же как и Эпикур, он полагал, что общество
(право, законы) возникает как продукт
взаимного соглашения людей: «Соседи тогда
начали соединяться в дружбе, уже не желая
чинить бесправие и враждовать, а детей
же и женский пол взяли под охрану, показывая
жестами и неловкими звуками, что к слабым
все должны иметь сочувствие. Хотя согласие
не могло повсеместно признаваться, лучшая
и большая часть договор свято выполняла».
Материализм Лукреция имеет
и свои атеистические последствия.
Лукреций не только исключает богов из
мира, в котором все имеет естественные
причины, но и выступает против всякой
веры в богов. Он критикует представление
о жизни после смерти и все другие религиозные
мифы. Показывает, что вера в богов возникает
вполне естественным способом, как продукт
страха и незнания естественных причин.
Эпикурейство в римском
обществе удерживалось сравнительно долго.
Однако, когда в 313 г. н. э. христианство
стало официальной государственной религией,
началась упорная и безжалостная борьба
против эпикуреизма, и в частности против
идей Лукреция Кара, что, в конце концов,
вело к постепенному упадку этой философии.
Скептицизм
В основе скептицизма
лежит позиция, основанная на сомнении
в существовании какого-либо надежного
критерия истины. Скептицизм противоречив по
своей природе, одних он побуждал к углубленному
поиску истины, а других - к воинствующему
невежеству и аморализму. Основателем
скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360
- 270 гг. до н. э.).
Пиррон и его
философские взгляды
Согласно учению Пиррона, философ
- человек, который стремится
к счастью. Оно, по его мнению, заключается
только в невозмутимом спокойствии,
сочетающемся с отсутствием страдания.
Тот, кто желает достичь
счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят
вещи; 2) как следует
к ним относиться; 3) какую выгоду
мы в состоянии получить из нашего отношения
к ним.
Пиррон полагал, что на
первый вопрос нельзя дать никакого ответа,
также нельзя утверждать, что нечто определенное
существует. Более того, всякому утверждению
о любом предмете может быть с равным правом
противопоставлено противоречащее ему
утверждение.
Из признания невозможности
однозначных утверждений о вещах
Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское
отношение к вещам состоит в воздержании
от любых суждений. Этот ответ предопределяет
и ответ на третий вопрос: польза и выгода,
вытекающая из воздержания от всякого
рода суждений, состоит в невозмутимости
или безмятежности. Такое состояние, называемое
атараксией, базирующейся на отказе от
знаний, рассматривается скептиками как
высшая ступень блаженства.
Усилия Пиррона, направленные
на то, чтобы сковать человеческую
любознательность сомнением и затормозить
движение по пути прогрессивного развития
знаний, были тщетными. Будущее, которое
представлялось скептикам как ужасное
наказание за веру во всесилие знания,
все же пришло, и остановить его никаким
его предостережениям не удалось.
Неоплатонизм
Неоплатонизм развивался в
III-V столетиях н. э., в последние столетия
существования Римской империи. Он является
последним цельным философским направлением,
возникшим в период античности. Неоплатонизм
формируется в той же самой социальной
обстановке, что и христианство. Его основателем
был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее
видным представителем - Плотин (205-270).
Плотин
и его философские взгляды
Плотин считал, что основой
всего существующего является сверхчувственный,
сверхъестественный, надразумный божественный
принцип. От него зависят все формы бытия.
Этот принцип Плотин объявляет абсолютным
бытием и говорит о нем, что он непознаваем.
Это единственно истинное бытие постижимо
лишь путем проникновения в самый центр
чистого мышления, что становится возможным
лишь при «отторжении» мысли - экстаза.
Все остальное, что существует в мире,
производно от этого единственно истинного
бытия.
Природа, по Плотину, сотворена
так, что через материю (тьму) проникает
божественный принцип (свет). Плотин создает
даже определенную градацию существований
от внешнего (настоящего, истинного) к
самым низшим, подчиненным (неподлинным).
На вершинах этой градации стоит божественный
принцип, далее - божественная душа, а
ниже всего - природа.
Много внимания Плотин посвящает
душе. Она является для него определенным
переходом от божественного к материальному.
Душа - это нечто чуждое материальному,
телесному и внешнее по отношению к ним.
Заключение
В целом же философия Древнего
Рима оказала огромное влияние на последующую
философскую мысль, культуру, развитие
человеческой цивилизации. В философии
Древнего Рима содержались зачатки основных
видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся
во все последующие века. Многие проблемы,
над которыми размышляли античные философы,
не утратили своей актуальности и по сей
день. Изучение античной философии дает
нам не только ценную информацию о результатах
размышлений выдающихся мыслителей, но
и способствует развитию более утонченного
философского мышления.
Список
литературы
Книги
-
Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I.»: Центрполиграф; Москва; 2003
Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II.»: Центрполиграф; Москва; 2003
-
http://lib.ru/POEEAST/avrelij. txt - Марк Аврелий «Размышления». Перевод А.К.Гаврилова
http://ru.wikipedia.org
-
Материалы учебного плана Колледжа предпринимательства №15. Лекция по философии Древнего Рима
Стоицизм - учение одной из наиболее
влиятельных философских школ античности,
основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из
Китая. Учение стоиков принято разделять
на три части: логику, физику и этику.
Луций
Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) рассматривает
философию как средство обретения добродетели.
В своих теоретических воззрениях Сенека
придерживался материализма древних стоиков,
но на практике верил в трансцендентность
Бога.
Трансцендентность - философск ий термин, характеризующий то,
что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.
Марк
Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до н.э.)
- Римский император с 161-го по 180 год н. э.,
в размышлениях «К самому себе» говорит,
что «единственное, что находится во власти
человека, - это его мысли».
Эпикуреизм - единственная в античном Риме
материалистическая философия (основатель
- Эпикур).
Тит Лукреций
Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.) написал
произведение «О природе вещей», где защищает
основные принципы атомизма. Единственным
сущим Лукреций считает атомы и пустоту.
В 313 г. н. э. христианство стало
официальной гос. религией, началась борьба
против эпикуреизма.
Скептицизм - сомнение в существовании
какого-либо надежного критерия истины, основателем
был Пиррон из Элиды (ок. 360 - 270 гг. до н.
э.).
Три вопроса: 1) из чего состоят
вещи; 2) как следует
к ним относиться; 3) какую выгоду
мы в состоянии получить из нашего отношения
к ним. 1На первый вопрос нельзя дать никакого
ответа, 2философское отношение к вещам
состоит в воздержании от любых суждений,
3польза и выгода, вытекающая из воздержания
от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости
или безмятежности. Такое состояние, называемое
атараксией, базирующейся на отказе от
знаний, рассматривается скептиками как
высшая ступень блаженства.
Атараксия - душевное спокойствие, невозмутимость,
безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов,
достигаемая мудрецом.
Неоплатонизм развивался
в III-V в. н. э., основателем был Аммоний
Саккас (175-242), а наиболее видным представителем
- Плотин (205-270).
Плотин считал, что основой
всего существующего является сверхчувственный,
сверхъестественный, надразумный божественный
принцип. Много внимания Плотин посвящает
душе. Она является для него определенным
переходом от божественного к материальному.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http : www . allbest . ru /
Вариант 10.
Тема: Философия Древнего Рима
Савеличева Ирина
Введение
Значение античной философии
Заключение
Введение
Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер. Она влияет непосредственно на политическую жизнь общества. В самом ее центре внимания находятся проблемы примирения интересов различных групп, а также вопросы достижения самого высшего блага, не говоря уж о выработке жизненных правил и так далее. Во всех этих условиях самое большое распространение и влияние получила философия, так называемых «стоиков». Они разработали вопросы о правах и обязанностях личности, а также о характере взаимоотношений личности и государства, добавив в свои умозаключения правовые и моральные нормы, при этом римская стая стремилась содействовать не только воспитанию дисциплинированного воина, но и, само собой, гражданина. Самый крупный представитель стоической школы - это Сенека, который жил с 5 года до нашей эры по 65 год нашей эры. Сенека был не только мыслителем и государственным деятелем, он также был наставником самого императора Нерона. Именно он рекомендовал императору придерживаться скорее умеренности и республиканского духа в своем правлении. Благодаря этому Сенека добился того, что ему «приказали умереть», так он, полностью следуя всем своим философским принципам, в окружении своих почитателей и вскрыл себе вены.
При этом самой главной задачей становления личности, согласно Сенеке считается достижение им добродетели. А вот изучение философии - это не только теоретические занятия, это также и фактическое осуществление добродетели. Сенека был уверен, что философия заключается не в словах, а именно в делах, так как она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, а также указывает на то, что надо и что не надо делать.
Специфика и значение древнеримской философии
Значение древнеримской философии следует усмотреть, прежде всего, в том, что она послужила связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философиями. Это произошло, поскольку в период своего развития древнеримская философия заимствовала идеи и понятия из греческой мысли и приспосабливала их к философствованию на латинском языке. Западноевропейская философия средневековья и последующих эпох строилась на фундаменте преимущественно древнеримской философии, которая сохранила, пусть даже в обеднённой и искажённой форме содержание высших достижений греческой философии. Как известно, латинский язык стал на долгие века все европейским языком философствования, а выраженная в нём философская терминология приобрела универсальный характер. античный философия этика
Сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами
Сходство между римскими стоиками и эпикурейцами заключалось в их ориентации на жизнь по природе, замкнутость и автаркию, безмятежность и апатию, в их представлениях о материальности богов и души, смертности человека и его возвращении в мировое целое. Но осталось понимание эпикурейцами природы как материальной вселенной, а стоиками -- как разума; справедливости как общественного договора -- эпикурейцами, и как долга перед мировым целым -- стоиками; признание свободы воли эпикурейцами и высшего порядка и предопределенности стоиками; представление о линейности развития мира у эпикурейцев и цикличности развития у стоиков; ориентация на личную дружбу у эпикурейцев и участие в общественных делах у стоиков. Для стоиков источник счастья -- разум, а основное понятие -- добродетель; для эпикурейцев, соответственно, -- чувства и удовольствия.
Человек - неотъемлемая часть мироздания, поэтому главным этическим принципом в стоицизме становится идея покорности мировому закону, судьбе. С этих позиций стоики критиковали эпикурейцев за их учение о свободе человека, полагая, что все поступки людей подчиняются мировой закономерности, которая абсолютно неотвратима и выступать против нее - напрасная трата сил.
По сравнению с эпикурейцами стоики в целом были весьма пессимистичны относительно нашей способности контролировать внешние блага. Поэтому они рекомендовали, чтобы каждый человек сделал себя независимым от внешних обстоятельств. Если мы хотим обеспечить свое личное счастье, то должны учиться быть как можно более независимыми от неконтролируемых внешних факторов и учиться жить внутри нашего внутреннего мира, который мы можем контролировать.
Значение античной философии
Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Основные постулаты античной этики
Главной философской дисциплиной считалась этика, рассмотрение вопросов «физики» и «логики» носило подчинённый этической проблематике характер. В целом это совпадало с общими тенденциями развития эллинистической философии. Ведь философия тогда рассматривалась не столько как учение о причинах и началах, сколько в качестве наставления в искусстве жизни, в достижении счастья и невозмутимости. В целом можно говорить о некотором опрощении, вульгаризации античной философии в римский период.
В ранних трудах античных ученых этика была неразрывно связана с философией. Эти труды отдавали большее предпочтение проблемам устройства мира, космичности человека, его места в этом космосе. Затем, когда многие греческие города стали самостоятельными полисами, в которых утвердилось демократическое устройство, ученые стали уделять внимание морально-этическим проблемам поведения человека в обществе и постепенно античная этика стала определяться в самостоятельную науку. Произошло это приблизительно в 4 в. до н. э.
Основоположниками этических учений стали софисты. Это были учителя философии, которые провозглашали человека мерилом добра и зла. По мнению софистов, нет в природе законов, ограничивающих волю человека, все моральные и нравственные ценности исходят из интересов его самого. Ярким представителем софистов стал Протагор.
С критикой софистов выступил Сократ, который считал, что моральные законы существуют, и долг человека соотнести с ними свою систему ценностей. Сократ считал, что мораль напрямую связана со знанием, он стал родоначальником этического рационализма.
Платон основал системное этическое учение, опираясь на постулат, что душа человека пребывает до вселения в физическое тело в идеальном мире с высокими ценностями. Каждый человек рождается с душой, наделенной 3-мя свойствами - волей, чувствами и разумом, причем одно свойство, всегда бывает преобладающим. И если человек будет заниматься делом, соотносящимся с преобладающим свойством души, то он будет счастлив, а общество в целом идеально. По Платону обществу должна быть присуща также справедливость, когда его слои не вмешиваются в жизнь друг друга.
Впервые термин «этика» вводит Аристотель. В противовес Платону, он считал, что морально-этические качества человека формируются не в потустороннем мире, а под действием реальной общественной жизни. Достичь счастья можно, постигнув основные принципы этики. В каждом человеке есть неразумное и разумное составляющее, уравновешивает их разум и его развитие дает правильное направление этим составляющим. Этика по Аристотелю - это опыт общественной жизни.
Переломом этических учений, обращенных на общественную жизнь человека, стало появление трудов древнегреческого материалиста Эпикура. Он обосновал учение, направленное на самого человека. Главным в жизни он считал достижение счастья через телесные удовольствия, знание и мудрость. Все это, по мнению Эпикура, должно быть в человеке уравновешенно.
Почти одновременно с трудами Эпикура появляется стоицизм, учение разработанное Сенекой и Марком Аврелием. Стоики считали, что человек не должен отрываться от природы. Изменить законы природы он не в силах и счастье каждого зависит от внутреннего отношения к происходящему. Развивая внутренний мир, человек может прийти к гармонии с природой и счастью.
Заключение
Древнегреческая и римская философии оказали определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V--IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.
Немецкий философ И.Г. Фихте утверждал: «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником».
Согласны ли Вы с данным высказыванием? Дайте развернутое обоснование вашей позиции.
Я согласна с данным высказыванием. Так как человек должен жить в обществе, а не быть от него отреченным. Человек создан с потребностью в общении. Раскрыться полностью он может только в обществе. Живя отшельником, он зарывает свою сущность. Человек отшельник - это не человек, и даже не животное, даже звери живут стаями, группами и т д. Они не живут для себя, не говоря о людях! А человеку по своей природе положено думать не только о себе, но и об окружающей его среде, раз уж он самое разумное существо на планете.
Тестовые задания
1.Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор
2. Укажите мыслителя,по мнению которого в развитии общества ведущую роль играют коллективные представления:
в) Э.Дюркгейм
3. Платон писал свои сочинения в форме:
в) диалогов
а) эмпиризм
5. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, существа, человека, при котором оно выступает как характеристика, выступающая в противовес общему, типическому
в) индивидуальность.
Литература
1.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.
Интернет-ресурсы:
1.www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file16320/view156439.html
2.www.domowner.ru/5.htm
3. www . domowner . ru /2. htm
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и основные этапы развития античной философии. Значение философских учений мыслителей древней Греции и древнего Рима. Особенности развития доклассического периода античной философии. Типологические особенности мышления философов этого периода.
реферат , добавлен 19.09.2013
Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.
контрольная работа , добавлен 11.01.2017
Периодизация античной философии, характеристика этапов ее развития, особенности возникновения и значение. Обзор учений видных мыслителей античности и некоторые положения их учений. Сущность древнеримской философии, ее ориентация на человеческую личность.
реферат , добавлен 18.06.2010
Поэмы Гомера и гномические поэты. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии. Философия как создание эллинского гения. Невозможность доказать происхождение философии с Востока. Фазы и периоды античной философии.
контрольная работа , добавлен 19.06.2014
Особенности развития античной философии. Проблема первоначала у представителей материализма, идеализма и атомистов. Атомистическая концепция античных философов. Основные проблемы зарождения греческой философии. Материализм и идеализм античной философии.
реферат , добавлен 18.04.2010
Особенности периода античной философии, релятивизм софистов и идеализм Сократа, философские идеи Платона и Аристотеля. Происхождение и своеобразие античной философии. Философия раннего эллинизма и неоплатонизма. Анализ основных сократических школ.
реферат , добавлен 03.11.2014
Яркие представители античной философии и их основополагающие идеи, рассматриваемые проблемы. Исследование первоначала у представителей материализма и идеализма в античности, их отличительные признаки, значение для развития философии и науки в целом.
контрольная работа , добавлен 25.10.2009
Этапы развития и основные черты античной философии, направления и школы. Наиболее известные философские учения периода античности. Сократ, Платон, Аристотель – представители античной философии. Характеристика эпохи эллинизма, ее значение и возрождение.
реферат , добавлен 24.04.2009
Изучение понятия и основных этапов античной философии. Комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями с 7 в. по 6 в. н.э. Античная ментальность. Философы древнегреческой, древнеримской и эллинистической философии.
презентация , добавлен 02.02.2015
Общий обзор сущности античной философии. Метафизическая значимость космоса. Взгляд А. Ф. Лосева на генезис античной философии. Основные понятия и категории физики и этики в философии Древней Стои. Этика. О статусе гаданий, мантики, прорицаний.
Замечание 1
С $3$ века в Средиземноморье складывается ситуация, в которой Рим, становясь сильной державой, задаёт направление античной философии, приходя на смену древнегреческой.
Города континентальной Греции попадают под влияние Рима.
В римской философии на первый план выходит платонизм, который растворяется в эпикуреизме, скептицизме и стоицизме
Благодаря экспансионной политике Римского государства, формируется обширные рамки римского мышления. Особенно успешно развиваются политические и юридические концепции и учения, имеющие в своём начале древнегреческие корни.
Общей чертой древнеримской философии является выдвижение на первый план этики, которая связана с правильным и счастливым образом жизни.
Каждая школа этого периода разрабатывает свое представление о совершенстве и свой образ мудреца. Этот образ мудреца остается одним и тем же. Философ начинает ассоциироваться с фигурой «странной». Подлинное философствование в обыденной жизни приобретает специфический характер.
История стоицизма
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Римская философия 450 руб.
- Реферат Римская философия 270 руб.
- Контрольная работа Римская философия 230 руб.
Выделяют три этапа:
- Древняя стоя ($III-II$ вв. до н.э.). Основатель Зенон Китийский.
- Средняя стоя ($II-I$ вв. до н.э.) Представители: Панетий Родосский ($180-110$), Посидоний ($135-51$). Именно они перенесли стоицизм в Рим.
- Поздняя стоя или римский стоицизм. Это явление сугубо этическое. В $I-II$ вв. н.э. он существовал одновременно с иудео-христианской традицией, что оказало влияние на формирование христианской доктрины.
Стоицизм
Наиболее яркими фигурами стоицизма являлись Сенека Луций Анней, Эпиктет, Марк Аврелий . От Сенеки остались сочинения на латыни. Эпиктет, который был греческим рабом, не оставил после себя каких-либо письменных источников. Марк Аврелий – римский император, оставивший сочинения на греческом языке.
Стоицизм можно назвать «религией» римской аристократии. Каким образом достичь счастья, и как оно соотносится с добродетелью? Эти вопросы стояли перед представителями стоицизма.
Счастье – это жизнь, согласованная с природой. Счастье – это явление индивидуальное.
Человеческая природа совершенна, поэтому она содействует природу целого. Совершенствовать можно лишь природу конкретного человека, одновременно совершенствуя природу в целом. Усмотрение истины всегда связано с преображением самого себя. Невозможно узреть истину, не преобразив своего бытия.
Стоики разделяли представления Аристотеля о человеке как о существе полисном и логосном. Логос является неизменным основанием всего. Он же определяет совершенство мира и человека. Человек должен жить согласно логосу. Человек есть космополит. Он должен жить сообразно с логосом природы. Космополитизм – понятие, берущее начало в стоицизме. Полис – это копия государства вселенского.
От стоиков берет свое начало суждения о макрокосме и микрокосме. Микрокосм повторяет макрокосм.
Квинт Энний утверждал, что римлянин – это тот, кто выше всего ценит свободу, благородство, благочестие.
В римской культуре человеческая судьба мыслится как фатализм. Человек актуализирует ее тогда, когда достигает своей цели, когда становится самим собой. Это и есть благочестие и высшее проявление свободы. Человек должен служить долгу и исполнять свой fatum, не поддаваясь аффектам. Всякая любовь лежит вне понятий о чести и долге. Идеи гуманизма европейское Возрождение черпает в Античности. Римский концепт гуманизма связан с переосмыслением роли человека, его культивирование.
Римляне впервые открывают мир как историю.
Страх о самом главном – это страх перед смертью. Его нельзя рассматривать, не постигнув природы. Соответственно, и наслаждение невозможно без постижения природы. Стоики допускали самоубийство, поскольку философия есть умирание. Стремясь к вечному, мы стремимся к смерти.
Эпикуреизм
Основатель - Эпикур.
Школа Эпикура – единственный пример атомизма в римской философии. Один из представителей эпикуреизма был Тит Лукреций Кар. Он соотносит свои учения с учениями Демокрита и Эпикура.
Это философское направление довольно долго просуществовало в римской культуре. Это было весьма влиятельное направление до 313 года, до прихода христианства. Далее оно жестоко вытеснялась представителями христианства.
Скептицизм
Другое не менее важное течение в древнеримской философии. Представитель – Энесидем из Кносса . На его учение оказало большое влияние древнегреческого скептицизма Пиррона. Основным мотивом скептицизма Энесидема было противостояние догматизма ранних философских концепций.
Он уделял внимание противоречивости теорий других философов. Его скептические воззрения пришли к выводу, что невозможно высказать никаких суждений касательно реальности, которые основываются на ощущениях. Это усомнение в правоте самых влиятельных теорий всей античной философии. В период младшего скептицизма выделяют фигуру Секста Эмпирика, который шёл тем же путём сомнения как греческой философии, так и математики, риторики, грамматики.
Замечание 2
Основные попытки скептицизма – доказать, что это направление есть оригинальный путь философии, не смешанный с другими философскими тенденциями.
Обширное значение в древнеримской философии приобретает эклектицизм. К этому течению относят многих значительных личностей политической и римской культуры, таких как Цицерон. Представители этого направления владели огромным количеством знаний. Это настоящие энциклопедисты своей эпохи. В основе эклектики лежало собрание, объединение разных философских школ, которые единились концептуальным подходом. Эклектицизм формировался на базе академической философии, который охватывал знания от учений о природе, до учений об обществе.
В поздний кризис римского государства появляется критика рационального познания мира,что привело к мистицизму, с усилением христианизации. Начинает усиливаться концепт римского Неоплатонизма. Это последнее цельное течение в заключительном этапе существования Римской империи. Это рефлексия на разлагавшиеся социальные отношения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Новосибирский Государственный Технический Университет
«Философы Древнего Рима и их роль в истории мировой культуры»
Новосибирск
Введение
1. Римский стоицизм
1.1 Сенека
1.2 Эпиктет
1.3 Марк Аврелий
2. Римский эпикуреизм
2.1 Тит Лукреций кар
3. Римский скептицизм
3.1 Энесидем
3.1 Секст Эмпирик
4. Римский эклектицизм
4.1 Марк Тулий Цицерон
Заключение
Введение
Философия -- особая форма познания, стремящаяся выработать систему знаний о фундаментальных принципах реальности, об отношении человека и мира.
В сфере философии Рим развивал идеи основных греческих философских школ и существенно способствовал популяризации философской мысли греков. Несмотря на сходства и преемственный характер римской философской мысли, она отличалась от греческой. Причиной тому -- кардинально иная парадигма ценностей, возникнувшая в римском обществе, основные столпы которой: патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу и уникальная идея о богоизбранности своего народа (ставшая впоследствии отличительной чертой всех империй). Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида, возможно, поэтому римлян интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение, систематизация и практическое применение уже накопленных знаний.
В Риме получили развитие три философские школы, сформировавшиеся в эллинистической Греции, -- стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Широко был распространен эклектицизм -- объединение учений разных философских школ.
1. Римский стоицизм
Стоицизм -- (если совсем кратко и обобщенно) философское учение, (впервые сформулированное греческим философом Зеноном Китийским) утверждающее телесность мира как живого организма, органическую связь его с космосом и равенство всех людей как граждан космоса. В своих этических нормах стоицизм требует победы над своими страстями и сознательного подчинения человека господствующей в мире необходимости (вероятно именно поэтому во времена Римской империи, с её сильнейшим государственным, коллективистским началом именно учение стоиков превращается в своего рода религию для народа, причём всей империи, наибольшим влиянием пользуясь в Сирии и Палестине) Римская философия, подобно философии эллинизма, носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага и выработка конкретных жизненных правил. В этих условиях наибольшее распространение и влияние получила философия стоиков (т.н. младшая стая). Разрабатывая вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах, римская стая стремилась содействовать воспитанию дисциплинированного воина и гражданина.
1.1 Сенека
Крупнейшим представителем стоической школы был Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - мыслитель, государственный деятель, наставник императора Нерона (для которого был даже написан трактат «О милосердии»). Рекомендуя императору придерживаться умеренности и республиканского духа в правлении, Сенека добился лишь того, что ему было «приказано умереть». Следуя своим философским принципам, философ вскрыл себе вены и умер, окруженный почитателями.
Главной задачей становления личности, Сенека считает достижение добродетели. Изучение философии означает не только теоретические занятия, но и фактическое осуществление добродетели. По мнению мыслителя, философия - это не хитрая затея для толпы, она заключается не в словах, а в делах (значение философии не в том, чтобы убить скуку), она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, указывает, что надо делать, а что не надо делать. Всякое несчастье, считает Сенека, является поводом для добродетельного самосовершенствования. Впрочем, «чем плохо жить, так лучше умереть» (разумеется, речь идет не о материальном положении). Но Сенека не восхваляет и суицид, по его мнению прибегать к смерти также постыдно, как и избегать ее. В итоге философ предлагает стремиться к высокому мужеству, стойко перенося все, что посылает нам судьба, и отдаться воле законов природы.
1.2 Эпиктет
Другой значительный представитель римской школы стоицизма -- Эпиктет, бывший рабом, позже стал вольноотпущенным, основал в Никополе философскую школу.
Эпиктет формулировал основную задачу философии так: необходимо научить различать то, что сделать в наших силах, и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Но не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными. Выходит, что наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди -- рабы единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни (такое противостояние и есть добродетельная основа стоицизма). Удивительное размышление: Эпиктет всю жизнь был язычником, но его философия пользовалась большой популярностью у христиан, являясь христианской по своему духу.
1.3 Марк Аврелий
Еще один видный римский стоик -- император Марк Аврелий. Наибольшее внимание в своей философии он уделяет этике.
Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке только тело и душу. Марк Аврелий усматривает в человеке уже три начала, добавляя к душе и телу ещё и интеллект (Разумное начало, или нус). Если прежние стоики считали душу главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум. Разум представляет собой неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. По Марку Аврелию именно в согласии с всеобщим разумом и заключено счастье.
2. Римский эпикуреизм
Эпикуреизм -- нравственно философское учение, провозглашавшее высшей целью в жизни наслаждение и стремление к чувственным наслаждениям. Парадигмой эпикурейства являются четыре основных принципа, так называемое «четвероякое лекарство»:
не должно бояться богов.
не должно бояться смерти.
благо легко достижимо.
зло легко переносимо.
2.1 Тит Лукреций Кар
В первой половине I в. до н. э. творил и один из величайших классиков эпикуреизма Тит Лукреций Кар (99--55 гг. до н. э.). Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна От него сохранилось единственное сочинение -- поэма «О природе вещей», главная ее идея которой сводится к обсуждению «сущности высшей небес и богов».
Из всех печалей и горестей человека самым ужасным, по Лукрецию, является страх смерти.
Задавшись целью изгнать совершенно боязнь смерти, поэт признает, что это должна совершить «природа сама своим видом и внутренним строем».
Избавиться же от страха смерти можно, лишь познав сущность души и духа. Первую Лукреций характеризует как область элементарных переживаний: ощущений и чувств; она оживотворяет материю, движет ею; дух же -- это то, что «над целым господствует телом» -- разум или ум. Несмотря на функциональные различия, по Лукрецию, душа и дух «состоят меж собою в тесной связи и собой образуют единую сущность», поскольку «обладают телесной природой». А значит, подобно прочим телам, «дух… и легкие души всяких созданий и рождаются и умирают». Они неотделимы от тела и живут только вместе с ним. Таким выводом Лукреций подвергает решительной критике идеалистическую теорию души Платона.
Природа, согласно Лукрецию, не нуждается ни в каком творении. Если же думать, что ее «изготовить изволили боги», тогда непонятно, зачем это понадобилось «бессмертным блаженным», иронизирует поэт.
3. Римский скептицизм
Скептицизм -- философское направление, провозглашающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в существовании объективного и надёжного критерия истины.
Главный представитель римского скептицизма, Энесидем из Кносса (ок. I в. до н. э.), в своих взглядах близок к философии своего древнегреческого предшественника Пиррона. О влиянии, которое имел греческий скептицизм на формирование мыслей Энесидема, свидетельствует то, что свое главное произведение он посвятил интерпретации учения Пиррона («Восемь книг Пирроновых рассуждений»).
3.1 Энесидем
Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма всех существующих философских направлений. Большое внимание он уделял анализу противоречий в учениях других философов. Выводом из его скептических воззрений является то, что о реальности невозможно делать никаких суждений, основанных на непосредственных ощущениях. Для обоснования этого вывода ему служат формулировки так называемых тропов. (Как то: сомнение в основании человека быть критерием истины, зависимость его от обстоятельств, воздержание от суждений и т.д.)
3.2 Секст Эмпирик
Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего скептицизма был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма. Об этом свидетельствует и название одного из его трудов -- «Основы пирронизма». В других работах -- «Против догматиков», «Против математиков» -- он излагает методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только против философских понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и вопрос о существовании богов, что привело его к атеизму.
В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм является оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских течений, каждое из которых признает одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности.
Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий между утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм создает много ценного, в целом он уже является философией, утратившей ту духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности, скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.
4. Римский эклектицизм
Эклектицизм как философское направление стремилось объединить все лучшее, что было в каждой из философских школ. Наиболее видный представителем её являлся Марк Тулий Цицерон.
римский стоицизм скептицизм цицерон
4.1 Марк Тулий Цицерон
Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени.
Эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает внимание на общественной проблематике. Его мотивом было соединение тех частей различных философских систем, которые приносят полезные знания.
В социальных взглядах Цицерона отражается его положение как представителя верхних слоев римского общества периода республики. Наилучшее общественное устройство он видит в комбинации трех основных государственных форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он считает обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества. Его теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием его реальной политической деятельности.
В этике он во многом перенимает воззрения стоиков, значительное внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он считает разумным существом, которое имеет в себе нечто божественное. Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой воли. Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо своим путем. Поэтому Цицерон рекомендует «соединить» все, что является вкладом отдельных философских школ, все их достижения в одно целое.
Основные положения античных философских школ Цицерон изложил живым и доступным языком, создал латинскую научно-философскую терминологию, наконец, привил римлянам интерес к философии.
Заключение
Основная ценность трудов философов Древнего Рима и всей римской философии в целом заключается в её обобщающей, посреднической функции. Впитав в себя основные положения и идеи греческой школы, римская философия подвергла их переосмыслению и обобщению согласно римской системе ценностей. Именно в такой, обобщенной, эклектичной римской транскрипции философские учения Древней Греции стали основой для формирования христианского мировоззрения, ставшего безраздельно господствующим в продолжительную эпоху Средневековья.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
В раннем эллинизме выделяют три школы – эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, которые по-разному стали трактовать чувственно-материальный Космос: не только как нечто объективно данное, но на него переносились и все субъективные человеческие переживания.
контрольная работа , добавлен 07.12.2008
Рассмотрение особенностей римской философии, ее сходства с греческой и отличия. Ознакомление с учениями основных школ: эклектизмом, римским эпикуреизмом, поздней стоей. Развитие христианской философии; патристика и схоластика, А. Блаженный и Ф. Аквинский.
презентация , добавлен 19.11.2014
Философия стоиков, история и основные этапы формирования их взглядов, значение в мировой науке и выдающиеся представители, их деятельность. Представления стоиков об идеальном человеке: Зенон и Клеанф, Панэций и Посидоний, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
реферат , добавлен 04.04.2015
По своему философскому мировоззрению Сенека был стоиком. Представитель позднего стоицизма, развитие которого происходило в период становления и процветания Римской империи. Связь между римским стоическим и христианским учениями.
реферат , добавлен 11.01.2005
Наивная диалектика милетцев, Гераклита и Анаксагора. Объективный идеализм Платона. Этика поздней античности. Эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Философия Древнего Рима. Проблема несовпадения сущности и существования. Объективный идеализм пифагорейцев.
реферат , добавлен 13.12.2009
Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности. Неоплатонизм как последняя крупная философская система античности. Философские воззрения Плотина. Спасении души - цель философии Порфирия. Философская концепция Прокла.
доклад , добавлен 21.08.2010
Перипатетики и академическая философия. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Вклад эллинистической культуры в развитие философии. Учение представителей платоновской Академии: Гераклида из Понта и Евдокса из Книда. Понятие бога в стоической философии.
реферат , добавлен 26.11.2009
Положения философских школ эпохи эллинизма. Утверждения Пирона - древнегреческого философа, основателя скептицизма. Этапы развития и концепция стоицизма. Удовольствие как основной этический принцип эпикуреизма. Сущность и характерные черты неоплатонизма.
презентация , добавлен 17.05.2014
Сущность и отличительные черты античной философии, основные этапы ее развития. Четкие рациональные мотивировки античных философов. Античная натурфилософия, милетская школа: Фалес, Гераклит, Демокрит. Эпикуреизм, стоицизм и проблема поиска мудрой жизни.
реферат , добавлен 25.02.2010
Философия Сократа, его этика: "мудрость как высшая нравственность, познание как благо". Эллинистически-римская философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Древневосточная философия как направление философского процесса, связанное с религией и культурой.
В Древнем Риме философы всегда находилась под очень сильным влиянием традиций Греции. Хотя все идеи античной философии были восприняты европейцами почему-то именно в римской транскрипции.
В целом история Римской империи – это «борьба всех против всех», то ли рабов и рабовладельцев, то ли патрициев и плебеев, то ли императоров и республиканцев. Причем все это идет на фоне какой-то непрерывной внешней военно-политической экспансии, а также на фоне борьбы с нашествиями варваров. Вот поэтому общефилософская проблематика тут отходит на второй план, так же, как и философская мысль древнего Китая. Вот поэтому в качестве первоочередных задач выступают именно сплочения всего римского общества.
Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер. Она влияет непосредственно на политическую жизнь общества. В самом ее центре внимания находятся проблемы примирения интересов различных групп, а также вопросы достижения самого высшего блага, не говоря уж о выработке жизненных правил и так далее. Во всех этих условиях самое большое распространение и влияние получила философия, так называемых «стоиков». Они разработали вопросы о правах и обязанностях личности, а также о характере взаимоотношений личности и государства, добавив в сои умозаключения правовые и моральные нормы, при этом римская стая стремилась содействовать не только воспитанию дисциплинированного воина, но и, само собой. гражданина. Самый крупный представитель стоической школы – это Сенека, который жил с 5 года до нашей эры по 65 год нашей эры. Сенека был не только мыслителем и государственным деятелем, он также был наставником самого императора Нерона. Именно он рекомендовал императору придерживаться скорее умеренности и республиканского духа в своем правлении. Благодаря этому Сенека добился того, что ему «приказали умереть», так он, полностью следуя всем своим философским принципам, в окружении своих почитателей и вскрыл себе вены.
При этом самой главной задачей становления личности, согласно Сенеке считается достижение им добродетели. А вот изучение философии – это не только теоретические занятия, это также и фактическое осуществление добродетели. Сенека был уверен, что философия заключается не в словах, а именно в делах, так как она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, а также указывает на то, что надо и что не надо делать.
Еще недавно существовало такое мнение, что древнеримские философы эклектичны и несамодостаточны. Но на само деле это не так. Если вспомнить поэму Лукреция Кара «О природе вещей», которая была написана примерно в 99-55 году до нашей эры, а также целый ряд других блестящих мыслителей – этого будет достаточно.
Взять того же Цицерона, жившего в 106-43 году до нашей эры. Это непревзойденный оратор и политик. В своих сочинениях он полемизирует с различными идеями крупнейших античных философов. Например, он с явной симпатией относятся к идеям Платона, тем не менее, резко выступает против его какого-то нереального и «вымышленного» государства. Он также высмеивает стоицизм и эпикуреизм. На примере философского творчества Цицерона опровергается тезис о равнодушном отношении практических римлян к отвлеченному философствованию.
Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более, чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.