Казанский собор. Архитектура казанского собора в северной столице Архитектурные особенности Казанского собора
КАЗАНСКИЙ СОБОР
Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.
24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М. Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его основываясь на работах своего учителя - Доменико Трезини. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта.
2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. 3 июля 1737 года в присутствии Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение Рождественской церкви. По хранимой здесь иконе её в народе стали именовать "Казанской".
С Казанским собором связано одно из важнейших событий русской истории XVII в. - приход к власти Екатерины II в 1762 г. Согласно сообщению датского посланника барона фон Ассебурга: "Ее Величество приехала в столицу около шести часов... приняла от гвардии присягу в верности и в 8 часов утра прибыла к Казанскому собору в сопровождении четырех полков... Панин в приготовленной на улице карете привез Великого Князя (Павла Петровича) в собор, а оттуда, ее Величество последовала в новый дворец... Затем Императрица велела Синоду и Сенату собраться в деревянном дворце и сама туда отправилась с Великим Князем; в церкви этого дворца Сенат, Синод и все вельможи, бывшие налицо, присягнули ей".
Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором. Во второй половине XVIII - начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.
К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797-1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж. Ф. Тома де Томон и А. Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.
Среди поставленных задач перед архитекторами стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. Кроме того, по православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а главный фасад - на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.
Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза Камерона. Но при поддержке графа А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Данное решение широко обсуждалось в обществе, особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых.
Воронихин А.Н.
В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся". Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.
На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал новый император - Александр I.
Закладка храма состоялась 27 августа 1801 г. Спустя 10 лет строительство было завершено. 15 сентября 1811 г. последовало его торжественное освящение, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский Амвросий.
По первому плану Казанский собор планировали возвести к 1804 году. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов).
В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.
В отделке храма использовались в основном только отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. Наружные стены собора, колонны, капители и барельефы выполнены из пудожского камня - желтоватого известняка, добываемого вблизи Петербурга под городом Гатчиной.
Впервые в строительной практике Воронихиным здесь была применена металлическая конструкция купола.
Строительство Казанского собора стало самым известным творением этого мастера. При планировке собора Воронихин столкнулся с большими сложностями. В православных храмах алтарь всегда смотрит на восток, а главный вход должен располагаться на западной стороне. Однако на Невский проспект Казанский собор выходит своим боковым, северным фасадом. С одной стороны Воронихин должен был построить нечто грандиозное, вписывающееся в общую панораму этой части Большой першпективы (Невского проспекта), а с другой - соблюсти правила церковного строительства. В римском соборе св. Петра колоннада находится на площади перед главным входом.
Здесь же колоннада оформляет боковой фасад, выходящий к Невскому проспекту. Величественная колоннада собора состоит из 96 коринфских колонн, которые поставлены в четыре ряда. Таким образом, она охватывает площадь перед проспектом двумя изогнутыми крыльями. У собора три входа: северный (с Невского проспекта), южный и главный - западный (с Казанской улицы). Напротив главного входа в храм располагается небольшая площадь, ограниченная полукольцом чугунной решетки протяженностью порядка ста семидесяти одного метра.
Собор имеет крестово-купольную форму. В его основании лежит четырехконечный крест, вытянутый с запада на восток. Длина собора 72,5 метра, ширина - 56,7 метра, высота собора с куполом, увенчанным крестом - 71,5 метра. Купол возносится над всем сооружением, превосходя своим изяществом купола, созданные многими другими зодчими. Его основанием является высокий барабан, прорезанный окнами и декорируемый пилястрами.
Во внешнем оформлении собора особую роль играет скульптура. На аттиках проездов, завершающих колоннаду храма, помещены барельефы: с восточной стороны - И.П.Мартоса "Истечение Моисеем воды в пустыне", с западной - Л.Л.Прокофьева "Воздвижение медного змия". Над алтарной апсидой с восточной стороны, обращенной к каналу, находится барельеф Ж.-Д.Рашетта "Вход Господень в Иерусалим".
Грандиозное впечатление производит и интерьер собора.
Двери северного входа, расположенного со стороны Невского проспекта, являются бронзовой копией дверей Флорентийского Баптистерия, исполненных знаменитым итальянским скульптором Лоренцо Гиберти (1425 - 1452 гг.), прозванных современниками "Вратами рая".
Чугунные двери Казанского собора
В нишах по обе стороны от дверей расположены бронзовые скульптуры.
"Святой Владимир Равноапостольный" скульптора С.С.Пименова, "Святой Андрей Первозванный" скульпторов И.П.Прокофьева и В.И.Демут-Малиновского, "Святой Иоанн Креститель" И.П.Мартоса, "Святой Александр Невский" С.С.Пименова.
Отлитые мастером В.П.Екимовым, они гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Над бронзовыми скульптурами размещены барельефы "Благовещение", "Поклонение пастырей", "Поклонение волхвов", "Бегство в Египет" скульптора Ф.Г.Гордеева.
Главный вход украшают барельефы: «Успение», «Явление иконы Казанской Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Взятие Богородицы на небо». Над алтарным выступом - апсидой имеется также барельеф «Вход в Иерусалим». Внутренне убранство собора представляет собой величественный трехнефный зал высотой 62 метра.
Его главной архитектурной деталью является ансамбль из 56 двойных коринфских колонн - мощных гранитных монолитов, добывавшихся на севере Карельского перешейка из скал. Вес каждой колонны около 30 тонн, высота 10,7 м.
Два ряда из 56 коринфских гранитных колонн с бронзовыми капителями являются опорой для арок и парусов, поддерживающих барабан и купол диаметром более шестнадцати метров.
Пол в соборе облицован различными сортами карельского мрамора. Тонкой резной работой по мрамору отличается "Царское место", выполненное мастером Самсоном Сухановым, выходцем из простых вологодских крестьян.
Самым драгоценным украшением собора был иконостас. Он был сооружен по проекту К.А.Тона, заменив прежний иконостас А.Н.Воронихина в 1836 г. На его сооружение пошло около 100 пудов серебра, часть которого пожертвовали донские казаки, отбившие при отступлении Наполеона серебряную утварь, награбленную завоевателями в московских церквях. Вот что писал М.И.Кутузов настоятелю собора по этому поводу: "Разорители святых храмов пали под бременем своего нечестия. Ничто, похищенное у Божества, не осталось в их власти, и победители со смирением кладут на алтарь Бога святыню... Серебро, 40 пудов, доставляемое мною, есть дар неустрашимых казаков вашему храму".
Однако в 1922 г., несмотря на прежние подвиги защитников Отечества, иконостас был разобран, переплавлен в слитки серебра, которые были проданы за бесценок за границу. Большевикам нужны были деньги.
Среди живописных работ, украшавших собор, следует отметить расположенные на Царских Вратах главного иконостаса "Благовещение" и Евангелистов В.Л.Боровиковского, "Богоматерь" О.А.Кипренского, а также ряд прекрасных работ Г.И.Угрюмова.
Слева от Царских Врат всегда находилась главная святыня собора - Казанский образ Божией Матери. После закрытия храма в 1929 г. икону удалось спасти, перенося в различные действующие храмы. Дольше всего она находилась в Князь-Владимирском соборе, откуда 3 июля 2001 г. была возвращена на свое законное историческое место в главном иконостасе Казанского кафедрального собора.
Пилоны, поддерживающие купол собора, украшены работами В.К.Шебуева - "Григорий Богослов", "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". Последняя икона в настоящее время представлена современной копией. Все три работы вставлены в великолепные позолоченные гранитные рамы.
На своде алтарной апсиды расположено изображение "Тайной вечери" художника Бессонова. В главном алтаре расположены запрестольные образа: "Взятие Богоматери на небо" работы К.П.Брюллова, "Введение во храм" П.И.Басина и "Покров Пресвятой Богородицы" Ф.А.Бруни. Среди других живописных работ, украшающих собор, следует отметить работу В.Л.Боровиковского "Святая Великомученица Екатерина". Обращают на себя внимание и два барельефа: "Шествие на Голгофу" Ф.Ф.Щедрина и "Взятие воинами Христа в Вертограде" Ж.-Д.Рашетта в южной и северной части собора соответственно.
Все три входа Казанского собора украшены шестиколонными портиками с треугольными фронтонами, на которых изображен барельеф «Всевидящее око». По всему периметру Казанского собора сверху проходит массивный аттик. В облицовке собора и колоннады использовался пудожский камень светло-желтого цвета. Стройны купол, целиком собранный из кованого железа и покрытый белой жестью, покоится на высоком барабане, украшенном пилястрами. Легкость и воздушность колоннам придают вертикальные желобки - каннелюры. По замыслам Воронихина полукруглая колоннада должна была разместиться и с южной стороны собора, однако эти планы не были осуществлены.
Строительные работы были завершены 15 сентября 1811 года. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. При торжественном освящении Казанского собора графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. На церемонии его открытия А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы.
Памятник М.И. Кутузову у Казанского собора. Скульптор Б. Орловский
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. 13 июня 1813 года тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма.
В храме хранятся знамена и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, различные военные трофеи и реликвии.
В 1837 году рядом с собором открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Памятник М.Б. Барклаю де Толли у Казанского собора. Скульптор Б. Орловский
В 1899-1900 годах перед Казанским собором был устроен сквер. Решетка, ограждающая полукругом сквер напротив западного фасада Казанского собора, входит в его ансамбль.
Отдыхающие в сквере перед собором у фонтана и не знают, что находятся рядом с шедевром декоративного искусства.
Ограда площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой Летнего сада — одно из лучших достижений русского декоративного искусства. Ограда сооружена в 1811-1812 годах. Она состоит из 14 гранитных столбов, обработанных широкими каннелюрами и увенчанных гранитными шарами. Промежутки между столбами забраны звеньями решетки, отлитыми из чугуна. Сплошному гранитному цоколю ограды отвечает широкий орнаментальный пояс, протянутый по верху каждого звена, между двумя горизонтальными тягами, служащими для укрепления звеньев.
На вертикальные копья решетки наложены великолепно прорисованные чугунные литые орнаментальные украшения, скомпонованные в форме ромбов. Ажурные и сочные по рисунку звенья ограды отлиты на заводе Берда в 1811 году.Модели для отливки орнаментальных украшений из чугуна исполнил по рисункам Воронихина известный в первой половине XIX века талантливый резчик Василий Захаров. По проекту Воронихина, разработанному и утвержденному в 1810 году, постаменты по концам ограды предполагалось увенчать гранитными статуями апостолов Петра и Павла. Этот замысел не был осуществлен, однако гранитные основания сохранились. В конце прошлого столетия в результате постройки нескольких новых зданий замечательная ограда оказалась закрытой со стороны улицы и
пришла в крайне запущенное состояние.
В 1935-1936 годах обветшавшие здания были разобраны, а сквер на площади благоустроен. В центре его установлен фонтан работы Т. Томона, перенесенный сюда с Пулковского шоссе.
Во времена советской власти, в 1932 году в Казанском соборе открылся Музей истории религии и атеизма. В декабре 1999 года Казанский собор снова стал кафедральным.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Все картинки кликабельны
Нажимаем на картинку и смотрим сферические псевдо-hdr панорамы
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Чудотворная икона Казанской иконы Божией Матери с самого основания династии Романовых считалась иконою, охраняющей царствующий дом. Эта икона защищала русских воинов в сражении 1579г. До 1710 г. икона находилась в Москве, в Петербург ее перевезла царица Прасковья Федоровна. По указу Петра I икона хранилась в специально построенной церкви Рождества Богородицы.
В 1801-1811 гг. был построен Казанский Собор по проекту архитектора А.Воронихина. Вся церковная утварь и икона из церкви Рождества Богородицы были перенесены в новый собор.
К Собору со стороны Невского проспекта примыкает колоннада из 96 колонн, поставленных в четыре ряда. Колоннада охватывает полукруглую площадь и заканчивается с 2 сторон монументальными порталами. С северной и западной сторон колоннады также обрамляют фасады. Всего вокруг Собора 136 колонн, их высота 13 метров, толщина внизу около 4 метров, наверху - 3 метра. Купол выполнен на основании из металлических деталей. Диаметр купола 17 метров.
Когда, путешествуя, вы окажетесь в Санкт-Петербурге, я уверена, что вам непременно захочется пройти вдоль его «главной артерии» – Невского проспекта. Во время этой прогулки вы, безусловно, обратите внимание на величественный собор, располагающийся у канала Грибоедова.
Когда-то в студенческой юности это место было одним из моих любимых в Петербурге (Ленинграде). Здесь мы обычно назначали встречи с друзьями. Поскольку даже в непогоду очень удобно было поджидать друг друга под соборными сводами, надежно укрывающими от проливного питерского дождя. В дни, когда солнышко прогоняло зимнюю хандру, нам нравилось сидеть на скамейках сквера, расположенного подле этого храма, подставляя свои бледные лица первым ласковым лучам.
На тех же лавочках была читана-перечитана масса конспектов во время подготовок к зачетам и экзаменам во время сессий в институте. То есть это место у меня стойко ассоциируется с радостными воспоминаниями.
Итак, мой рассказ пойдёт об удивительном Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
История Казанского собора
Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.
Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.
Создание Казанского собора
Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.
Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.
Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.
Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.
Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.
Собор в XIX – начале XX века
Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).
Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.
Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, ... высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье ), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.
Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.
В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.
В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Ильича Чайковского.
То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.
Я сама с интересом узнала, что незадолго до революционных событий 1917 года именно в Казанском соборе единственный раз за историю Петербургской епархии путём свободного голосования священства и мирян прошли выборы правящего архиерея. Им стал будущий священномученник Вениамин (Казанский).
В январе 1921 года ещё до закрытия собора именно он освятил придел священномученника Ермогена, патриарха Московского.
После процесса по реквизиции церковных ценностей в 1922 году, в процессе коего был безвинно расстрелян Митрополит Вениамин (Казанский), интерьер собора также сильно пострадал. Из него было изъято одного серебра весом около 2 тонн, в результате чего в горниле переплавки погиб уникальный серебряный иконостас. Меня удивило, что вопреки увеличивающимся репрессиям здесь до 1925 года всё же существовала богадельня для престарелых женщин, да и приход оставался многочисленным. Не прекращались миссионерская и благотворительная деятельность.
С 1928 года храм отдан в руки «обновленцев», а с начала 1932 года – закрыт.
В подвалах храма ГПУ устроило склады. На мой взгляд, настоящим кощунством было то, что в соборе, так много значившем для России, новые власти решают создать ни что-нибудь, а именно Музей истории религии и атеизма.
Мне довелось побывать там ещё в детстве. Осталось ощущение пустоты, тяжести и сердечного недоумения. Но всё это теперь в прошлом.
Восстановление духовной жизни в Казанском соборе
В начале 90-ых годов XX века собор стал постепенно возвращаться к своему истинному предназначению. И мне радостно, что я вместе с моими друзьями была очевидцем этого возрождения. Осенью в 1990 году в хранилищах Музея атеизма и религии, расположенного в Казанском соборе, были обретены утраченные в годы репрессий против церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Торжественное богослужение по случаю их нахождения возглавил Патриарх Алексий II. Из Ленинграда 6 февраля 1991 года святые мощи были отправлены на поезде «Красная стрела» в Москву. В то время власти всё ещё пытались не допустить широкой огласки произошедшего, но, тем не менее, на проводы преподобного Серафима собралось огромное множество людей.
Это народное море даже затрудняло отправление поезда с Московского вокзала. Когда состав тронулся, то все присутствующие с почтением сделали земной поклон. Вскоре, в 1991 году начинаются службы в левом приделе. Освещение центрального придела после долгих лет забвения произошло в 1992 году.
В конце апреля 1994 года на соборный купол был вновь торжественно поднят крест.
Главная святыня
Что касается самой центральной святыни Санкт-Петербургского Казанского кафедрального собора, то до сегодняшнего дня продолжаются исследования, касающиеся истории её появления на берегах Невы. Я читала разные версии насчёт того, какой именно из списков подлинника (или даже сам подлинник) оказался в Санкт-Петербурге. По одной из них это была икона, с которой в 1611 году казанское ополчение отправляется в Москву выступить против осадивших её шляхов и литовцев, и которую потом оно передаёт нижегородцам под предводительством Минина и Пожарского.
С тем Образом 22 октября 1612 года и был взят вначале Китай-город, а затем Московский Кремль, а икону князь Дмитрий Пожарский помещает в 1636 году в построенный им у Красной площади Казанский храм.
Это святыню впоследствии стал особо почитать царь Михаил Фёдорович Романов. Именно он повелел на всероссийском уровне праздновать её дни: 21 июля (дата удивительного появления Образа Богоматери в Казани) и 4 ноября (день освобождения Москвы от иноземцев). После рождения сына, царевича Дмитрия, сын Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович начинает считать икону хранительницей рода Романовых.
Это было перенято и всеми последующими правителями этой династии. Разумеется с иконы стали также писаться списки. По другой версии в Казанском соборе Санкт-Петербурга представлен список, сделанный с Казанской иконы после её чудесного обретения и переданный царю Ивану Грозному. То есть до сих пор нет единого мнения, какая именно икона находится сегодня в храме. Но то, что с XVIII века она уже являла чудеса, доказывают многочисленные письменные и устные свидетельства. А я считаю, что при поклонении любой святыне истинно утверждение «По вере вашей да будет вам».
Социальная деятельность при Казанском соборе в наши дни
Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурге ведёт, на мой взгляд, весьма значительную социальную работу:
- По благословению протоиерея Павла Красноцветова, являющегося в настоящий момент настоятеля храма, здесь открыт паломнический центр. Главная цель – возрождение и поддержка христианской традиции посещения святых мест для «богомолья». Здесь предлагаются как экскурсии одного дня, так и продолжительные поездки, в том числе, к святым местам зарубежья. Если вас заинтересовала данная информация, то сообщаю телефон службы: 930-47-12. Время работы: ежедневно 12:00–17:00
- При соборе существует богатая библиотека, в которой помимо литературы есть аудио и видео записи.
Как добраться до Казанского собора
Подскажу, как добраться до Казанского кафедрального собора. Вам нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор» и выйти на сторону «Канал Грибоедова». Собор будет напротив (нужно только перейти Невский проспект). Перед храмом располагается Казанский сквер.
Время для посещения Казанского собора
Хочу вас обрадовать, что вход в собор свободный. Только не забывайте, пожалуйста, что это православный храм, где необходимо соблюдать не сложный дресс-код. Хотя масса «импортных" туристов заходит сюда, в чём придётся. Но я предполагаю, что воспитанный человек (подобный нам с вами) будет уважать правила духовных мест, которые он посещает, будь то православная церковь, мечеть или буддийский храм.
Собор открыт каждый день: в будние с 7:00 утра, в воскресенье и праздники с 6:30
Доступ посетителей в храм прекращается после завершения вечерней службы, около 21:00. В продолжении рабочего времени здесь происходят Таинства крещения и венчания, принимаются заказы на разные духовные требы.
В помещении храма постоянно присутствует дежурный клирик (священник), с которым можно обсудить волнующие или заботящие вас жизненные проблемы даже в том случае, когда вы не являетесь прихожанином собора (да и жителем Санкт-Петербурга).
Под колоннадой героического храма
Я очень надеюсь, что мой рассказ о петербургском Казанском кафедральном соборе не оставил вас равнодушными.
Храм живёт и активно действует сегодня. Молитвы, возносимые в нём ежедневно, оберегают наш город, его жителей и гостей. Здесь сохраняется память о героических временах и славных победах русской армии, о замечательных людях России, которые сражались и трудились во благо Отечества и своих ближних.
В соборе продолжаются традиции благотворительности и духовного окормления, поддерживаются культурные начинания города, большое внимание уделяется воспитанию молодёжи. Непременно побывайте здесь, поклонитесь великой русской святыне – Образу Казанской Божией Матери, почтите память фельдмаршала М. И. Кутузова и всех ратников, принёсших победу стране в Отечественной войне 1812 года. В тёплое время посидите на скамеечке в парке у собора и полюбуйтесь на роскошный фонтан и великолепные монументы русским полководцам.
Я уверена, что встреча с этим шедевром церковного зодчества и местом, сохраняющим историческую память, оставит в вашем сердце добрый след.
На фото: Казанский собор вскоре после освящения
История Казанского собора в Санкт-Петербурге насчитывает несколько перестроек здания.
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже - деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена . И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Император России Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Саша Митрахович 22.01.2016 11:32
«С каким невыразимым восторгом я встретила счастливое утро, когда я узнала, что государыня вошла в столицу и провозглашена главой империи Измайловским полком, который проводил ее в Казанский собор среди огромного собрания войск и граждан, готовых принести ей обет подданства».
Саша Митрахович 09.01.2017 11:43
Видимо, как раз благодаря своему невольному участию в воцарении Екатерины II старый собор Рождества Богородицы был особенно неприятен Павлу I, и он, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового . Справедливости ради надо сказать, что этого требовали и объективные обстоятельства: на главной улице столицы скромный Богородице-Рождественский собор смотрелся уже слишком невзрачно.
В конкурсе на лучший проект собора приняли участие виднейшие архитекторы своего времени — Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго, Жан Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император потребовал, чтобы новый собор был подобен . Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора. Удалось это лишь малоизвестному в те годы архитектору А. Н. Воронихину, происходившему из крепостных графа Строганова. Он предложил решение, благодаря которому храм органично вписывался в ансамбль Невского проспекта.
Согласно проекту Воронихина, колонны должны были опоясывать собор не только с северной (выходящей на Невский) стороны, но также и с южной, а вокруг храма — с севера, юга и запада — предполагалось создание трех площадей. Но осуществить эту дорогостоящую задумку не удалось, и колоннада, подобная римской, украсила лишь северный фасад Казанского собора
Саша Митрахович 09.01.2017 11:50
Подготовка к строительству началась в ноябре 1800 года, спустя восемь дней после утверждения проекта Воронихина. «Для построения Казанской церкви» составилась особая комиссия, были определены сроки возведения здания (три года) и расходная смета. Тут же начали подготавливать строительную площадку, на месте которой стояло одиннадцать частных домов. Их владельцев переселили, выдав каждому из казны по пятьсот рублей. Сумма вполне достаточная для обзаведения хозяйством, и, однако, интересно сравнить ее с годовым жалованьем, положенным Воронихину, — 3000 рублей.
После расчистки площади полным ходом пошло рытье рвов, откачка воды из Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), укрепление сваями капризного петербургского грунта. Словом, дело подвигалось быстро. И уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.
Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации.
Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились. Стройка продолжилась в заданном Павлом I темпе — порой она не останавливались даже в ночное время.
Работа, связанная с Казанским собором, кипела не только в Петербурге. Шла ломка камня неподалеку от Гатчины (это был так называемый пудостьский камень, который часто путают с пудожским), ломали мрамор в Олонецкой губернии, гранит под Выборгом. Сотни рабочих — в большинстве своем простых крестьян — не покладая рук созидали одно из величайших зданий эпохи.
Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; начались, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению.
Саша Митрахович 09.01.2017 11:59
В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи , переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.
Координаты: 59°56′07.06″ с. ш. 30°19′34.94″ в. д. / 59.935294° с. ш. 30.326372° в. д … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Князь Владимирский собор. Православный собор Князь Владимирский собор Собор Святого благоверного князя Владимира … Википедия
Казанский собор - в Санкт Петербурге. КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт Петербурге (1801 11, архитектор А.Н. Воронихин), памятник архитектуры русского классицизма. Примыкающая к боковому фасаду здания мощная полукруглая колоннада образует площадь, входящую в цепь ансамбля… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (Невский проспект, Казанская площадь, 2), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1801 1811 (архитектор А. Н. Воронихин) для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван. Имеющее в плане форму… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Казанский собор название нескольких крупных храмов, построенных в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Сергиево Казанский кафедральный собор Казанский собор… … Википедия
Название ряда православных храмов в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Казанский собор (Луга) Казанский собор (Москва) Казанский собор (Сызрань) Казанский… … Википедия
Санкт-Петербург: от Петра I до наших дней - Санкт Петербург второй по величине город Российской Федерации, бывшая столица Российской империи, административный центр Северо Западного федерального округа РФ. Санкт Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря … Энциклопедия ньюсмейкеров
Запрос «Казанский собор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Православный собор Собор Казанской иконы Божией Матери … Википедия
Петербург, в 1914 24 Петроград, в 1924 91 Ленинград, город в России, центр Ленинградской области. Санкт Петербург важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожных, шоссейных дорог).… … Энциклопедический словарь
Ц. Ленинградской обл. Основан 16 мая 1703 г., когда Петром Великим была заложена крепость под названием Санктпитербурх в честь Святого Петра, небесного покровителя императора. Крепость после сооружения в ней собора Петра и Павла стала называться… … Географическая энциклопедия
Книги
- Санкт-Петербург. Комплект из 19 открыток , . Санкт-Петербург, начало XX века. Размер 15 х 11 см. Сохранность хорошая. Комплект состоит: 1. Елагин остров. Издание Русского Музея Императора Александра. III. Без письма. Без меток альбома.…
- Санкт-Петербург. Раскраска-путеводитель , Анна Рапопорт. Что вас ждет под обложкой: Тем, кто едет в C еверную столицу в ближайшее время и кто пока только собирается посетить Санкт-Петербург, а также коренным петербуржцам - всем, кто любит город на…
Один из красивейших православных храмов северной столицы, возведённый в начале XIX века в центральной части Невского проспекта. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии, являющийся храмом русской воинской славы и имеющий статус объекта культурного наследия народов России.
Об исключительном значении Рождественского храма для царствующего дома Романовых свидетельствует множество фактов. Именно в его стенах в июне 1762 года Синод и Сенат присягнули на верность пришедшей к власти в результате государственного переворота императрице Екатерине II , а позднее в храме были отслужены благодарственные молебны по случаю окончания русско-турецкой войны (1774 год) и блистательной победы Александра Суворова над турками при Фокшанах (1789 год).
К концу XVIII столетия Рождественская церковь, хотя и содержалась в надлежащем порядке, всё же обветшала, да и на Невском проспекте помимо великолепных пышных дворцов вельмож появились и храмы других конфессий - католический костёл и армянский храм, освящённые во имя Святой Екатерины. Рождественская церковь уступала новым постройкам в нарядности, поэтому до начала XIX века несколько раз поднимался вопрос о её реконструкции и благоукрашении, но дальше разработки проектов нового соборного храма, в которой приняли участие архитекторы Семён Волков, Николай Львов и Джакомо Кваренги, дело не пошло.
О новом храме, должном затмить своим парадным обликом все ближайшие постройки, думал и наследник престола - великий князь Павел Петрович. Отправившийся в 1781 году инкогнито в путешествие по Европе цесаревич с супругой посетил и «вечный город» - Рим, оставивший в его душе неизгладимое впечатление. Особенно поразил наследника престола собор Святого Петра с великолепной колоннадой, поэтому спустя всего три года после восшествия на престол Павел I в 1799 году отдал указание о возведении на месте Рождественского храма нового собора и пожелание об освящении его в честь Казанской иконы Божьей Матери - родовой святыни Романовых.
Конкурс на лучший проект и строительство собора
В объявленном конкурсе на лучший проект нового соборного храма приняли участие известные зодчие тех лет - Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, но ни один из проектов императора, желавшего увидеть в оформлении нового собора колоннаду, подобную римской, не впечатлил, лишь отдалённое сходство с оригиналом в Риме присутствовало в проекте мастера строгого классицизма Чарльза Камерона, и именно на его проекте остановил свой выбор государь.
Но уже в ноябре 1800 года самодержец неожиданно для всех отдал предпочтение проекту практически никому до тех пор не известного русского архитектора и художника Андрея Никифоровича Воронихина. Проект этого зодчего представил государю Павлу I граф Александр Сергеевич Строганов - президент императорской Академии художеств. Талантливый архитектор, незадолго до этого получивший звание академика «перспективной живописи» и преподававший в Академии художеств, ранее был крепостным графа, и именно вельможа рассмотрел в юноше талант и отправил его учиться в Москву, дав ему после обучения вольную. А. Н. Воронихин смог учесть все пожелания самодержца, поэтому включённая в проект храма колоннада органично вписалась в окружающий ландшафт и объединила ансамбль собора с общим архитектурным обликом Невского проспекта.
После утверждения проекта была создана комиссия по надзору за строительством храма, председателем попечительского совета которой стал граф Александр Воронцов , членами - генерал-прокурор Пётр Обольянинов (фаворит государя) и действительный статский советник и вице-президент Академии художеств Пётр Чекалевский, ответственность за возведение храма была возложена на автора проекта Андрея Воронихина, а контроль за соблюдением архитектурных тонкостей - на именитого зодчего Ивана Старова.
Согласно составленной расходной смете на возведение грандиозного собора было выделено из казны без малого три миллиона рублей и принято комиссией обязательство о возведении собора за три года.
Сразу после составления сметы начались работы по подготовке места под фундамент, после чего планировалась торжественная закладка храма. Однако внезапная кончина императора Павла I (в марте 1801 года он был убит заговорщиками), отодвинула возведение собора, казалось, надолго. Но его преемник и сын - государь Александр I полностью поддерживал замыслы отца, поэтому начал своё царствование с торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась в августе 1801 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, великих князей и вельмож.
На строительство Казанского собора впервые в истории русского зодчества не были приглашены зарубежные мастера и не использовались заграничные материалы. Все работы, начиная с закладки фундамента, возведения здания храма и его украшения были выполнены русскими архитекторами, каменщиками, художниками. Камень для стен храма и его облицовки добывался в каменоломнях недалеко от Гатчины - деревне Пудость , из-за чего получил название пудостского камня, мрамор для колонн и отделки интерьеров - в Выборгской и Олонецкой губерниях, гранит для облицовки цоколя здания - около Пютерлакса.
Наряду с возведением самого храма шла кропотливая и трудоёмкая работа по выломке, доставке, обработке и установке на положенные места гранитных колонн для наружной колоннады. Более трёхсот крестьян из Санкт-Петербургской, Вологодской и Ярославской губерний трудились на каменоломнях вблизи Выборга , выламывая нужные куски гранита из скал, и после придания им нужной формы, загружали на корабли, доставлявшие прошедшие первоначальную обработку камни в мастерскую на Конюшенной улице, где им придавали завершённый вид колонн.
Отведённые на возведение собора три года прошли, но слишком обширным был фронт работ, да и внешнеполитическая ситуация в империи (Россия в начале XIX столетия находилась в постоянном состоянии войны) не способствовала быстрому завершению строительства. К тому же в процессе работ выяснилось, что выделенных первоначально денег не хватит, поэтому правительству пришлось выпускать новые ассигнации и выделять для этих целей ещё более 1,3 миллиона рублей. Всего же на строительство и отделку собора было потрачено 4,7 миллиона рублей.
Спустя без малого десять лет после закладки храма работы по его возведению и украшению были завершены, и в сентябре 1811 года чин его освящения в присутствии монаршего семейства и придворных был совершён митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым). Главный престол, как планировал ещё государь Павел I, освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а боковые приделы - во имя прп. Антония и Феодосия Печерских (северный) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (южный). Для главной святыни собора - Казанской иконы Божьей Матери - ко дню освящения храма была изготовлена из золота и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, кораллов, изумрудов) риза.
Для устроенной в колоннаде собора колокольни были отлиты колокола, самый большой из которых носил название праздничного, был украшен изображением Казанской Божьей Матери и весил более 4 тонн, второй назывался полиелейным и весил чуть больше 2 тонн, третий - повседневным, весом без малого 1 тонна, также на колокольню был поднят колокол, отлитый ещё в 1734 году для первой Рождественской церкви по указу государыни Анны Иоанновны.
За воплощение в жизнь грандиозного замысла А. Воронихин был награждён орденом Святой Анны II степени и получил пожизненную пенсию. А после смерти зодчего в 1814 году над его могилой, находящейся на Лазаревском кладбище, установили надгробье с изображением Казанского собора.
Спустя некоторое время была разобрана вошедшая в ансамбль нового собора Рождественская церковь, а сам собор долгое время неофициально именовался кафедральным храмом Санкт-Петербурга, и лишь в 1858 году после освящения собора святого Исаакия Далматского этот статус официально закрепился за новым храмом.
В 1812 году с западной стороны от собора появилась чугунная решётка - уникальнейшее произведение чугунного литья. Созданная по эскизу А. Воронихина 153-метровая решётка, выполненная с филигранной чёткостью и тончайшей изысканностью, представляет собой настоящее произведение искусства. Между её покоящимися на массивном основании фигурными столбами с каннелюрами расположены ромбы с кружевными рисунками, а верх решётки оформлен фризом с растительным орнаментом. Уникальная решётка сохранилась до наших дней и является частью ансамбля Казанского собора.
Судьба собора в XIX-XX столетиях
Судьба собора с первых дней тесно переплелась с судьбой империи, а он сам стал не только духовным центром северной столицы, но и памятником побед русского воинства. Во время Отечественной войны 1812 года перед святым образом Казанской Божьей Матери молился о победе над неприятелем фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов , а по мере изгнания французов за пределы России в собор свозили знамёна и штандарты наполеоновских полков, а также ключи от французских крепостей, взятых русским воинством. Всего на стенах собора были развешены 107 знамён и штандартов и 97 ключей. Именно в Казанском соборе впервые был отслужен благодарственный молебен об избавлении Отечества от неприятеля.
Собор стал местом последнего упокоения великого полководца М. И. Кутузова - в июне 1813 года его с почестями погребли в северо-восточной части храма, а над могилой возвели бронзовую ограду, установили Смоленскую икону Божьей Матери и укрепили герб Светлейшего князя Смоленского. Мемориальное значение Казанского собора как памятника побед русского воинства в 1837 году было подчёркнуто установленными у боковых порталов собора скульптурами полководцев - М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли.
В 1825 году был учреждён приход собора, охвативший территорию между Екатерининским каналом и Ново-Михайловской улицей, а также между Красным, Каменным, Конюшенным и Полицейским мостами города и насчитывающий несколько тысяч прихожан. В конце XIX столетия усердием священнослужителей собора поочерёдно были открыты дневной приют для бедных (1871 год), богадельня для беспомощных и престарелых женщин (1881 год), бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся детского приюта (1892 год), Дом трудолюбия для нуждающихся женщин (1896 год).
Благоукрашение собора продолжалось и при следующих государях, поэтому к началу XX столетия собор не только дважды ремонтировался, но и его ризница пополнилась многими дарами государей и вельмож, особенно ценными из которых были - Евангелие в серебряном окладе (дар императрицы Елизаветы Петровны), золотой потир, украшенный драгоценными камнями (дар государыни Марии Фёдоровны), крест из лазурита (дар государя Александра III), дарохранительница на главный престол, дискос и потир из уральского камня с орнаментом из платины (вклад графа А. С. Строганова).
Не уменьшилось значение храма и для царствующей династии Романовых - в самые ответственные моменты правления самодержцы обязательно молились в Казанском соборе (кстати, только в этом храме Петербурга находилось царское место), там же служились заказанные воспитанниками закрытых учебных заведений молебны и совершались хиротонии, наиболее памятными из которых стали рукоположения в сан епископов Амвросия (Орнатского), Игнатия (Брянчанинова) и Макария (Булгакова).
В разные годы собор посещали выдающиеся люди своего времени - русский поэт Пётр Андреевич Вяземский и русский писатель, философ и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский . В 1825 году в соборе отпевали русского генерала, одного из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, графа Михаила Андреевича Милорадовича (на службе присутствовал сам император Николай I), а в 1893 году - великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .
Среди множества торжественных молебнов, совершённых в Казанском соборе с самого дня его освящения, исключительным по пышности и нарядности стал молебен к 300-летию правящего дома Романовых, отслуженный в 1913 году и ознаменовавшийся, помимо великолепия службы и присутствия на торжествах царственных особ, огромным скоплением людей, отчего в соборе произошла трагедия - 34 человека были насмерть задавлены толпой.
В 1917 году сменились многовековые устои империи - на смену абсолютной монархии пришла диктатура пролетариата, и нетерпимость новых руководителей страны к недавнему прошлому России вылилась в узаконенные гонения на церковь и её служителей. Но ещё до того, как Казанский собор был закрыт, в январе 1921 года митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) был освящён во имя патриарха Московского Гермогена «пещерный» придел храма. А уже в 1922 году в рамках кампании по изъятию из православных храмов ценностей, всё имущество собора было реквизировано - с икон были варварски сорваны драгоценные оклады и ризы, изъята серебряная и золотая церковная утварь, богослужебные книги и облачения священников. Часть икон передали Государственному русскому музею, а главную святыню - список чудотворной Казанской иконы - после неоднократных передач поместили в соборе святого благоверного князя Владимира на Петроградской стороне.
В том же 1922 году Казанский собор был передан лояльному к новой власти церковному течению «обновленцев», а после закрытия Исаакиевского собора в 1928 году Казанскому храму присвоили статус кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии. В этом статусе собор существовал до января 1932 года, после чего его всё-таки закрыли, и уже в ноябре того же года в здании храма открылся Музей истории религии и атеизма.
С началом Великой Отечественной войны гонения на церковь несколько приутихли, что положительно сказалось на судьбе Казанского собора. Атеистически настроенному руководству страны пришлось снизить градус напряжённой озлобленности к религии и вернуться к русским национальным традициям, фундаментальным элементом которых всегда была православная вера и Слово Божие. В первый год войны по всей стране снова начали открываться храмы, из Казанского собора вывезли музейные экспонаты и он стал центром патриотического воспитания ленинградцев. И хотя богослужения в соборе не возобновились, перед ним в августе-сентябре 1941 года приносили клятву уходящие на фронт бойцы, а в колоннаде была размещена выставка патриотических плакатов и картин. Памятники легендарным полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли не замаскировали, защищая от артобстрелов, а оставили, как есть, чтобы жители города и бойцы постоянно помнили о великом прошлом своего Отечества. Для поддержания патриотического духа привозили к могиле М. И. Кутузова бойцов Ленинградского фронта, а чуть позднее в подвальных помещениях собора размещались бомбоубежище, штаб одного из воинских подразделений, детский сад и другие организации.
После окончания Великой Отечественной войны в здании собора вновь расположился Музей истории религии, кстати, оставшийся чуть ли не единственным музеем такого рода в стране Советов, поэтому в послевоенные годы он стал местом хранения многих церковных реликвий, перевезенных из закрытого московского центрального музея атеизма. Среди бесценных реликвий были и мощи многих русских святых - св. благоверного князя Александра Невского , прп. Серафима Саровского , Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.
В 1950-1960-х годах здание Казанского собора было отреставрировано, но оно всё так же принадлежало музею. Только в 1990 году, когда была официально зарегистрирована церковная община, возглавил которую игумен Сергий (Кузьмин), прихожане начали кампанию по возвращению собора верующим. Обратившись за поддержкой к жителям города, они собрали подписи и в 1991 году церковная жизнь в соборе возродилась. В 1992 году был торжественно освящён главный придел собора, в 1994 году на купол водрузили крест, в марте 1998 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был совершён чин полного освящения собора, а уже в декабре 1999 года Казанский собор полностью был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в 2000 году ему вновь присвоили статус кафедрального соборного храма епархии.
Судьба собора в наши дни
В настоящее время Казанский собор является действующим храмом, в котором совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, настоятелем служит митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, причт собора состоит из 21 священнослужителя - священников, диаконов, псаломщиков и алтарников, а кроме его главной святыни - списка Казанской иконы Божьей Матери почитаются прихожанами иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца кисти афонских изографов, святыни из Иерусалима и мощевик с частичками мощей некоторых святых.
С апреля 2015 года при соборе функционирует культурно-просветительский центр, соединивший в себе все ключевые направления церковной деятельности - миссионерское, просветительское, образовательное, информационное, социальное. В структуре центра действуют взрослая и детская воскресные школы, молодёжный клуб, библиотека, изостудия и студия хорового пения для детей, работает лекторий, а в крипте собора проходят бесплатные тематические концерты и выставки.
Внешний облик собора и его интерьеры
Архитектор А. Воронихин создал поистине величественное сооружение, архитектурный ансамбль которого является ярким образцом стиля зрелого классицизма с элементами ампира и до сих пор впечатляет гостей северной столицы. Здание храма, выполненное русскими мастерами, стало удивительным памятником архитектуры и живописи, сочетающим в себе как формы римской базилики, так и крестово-купольные формы православного храма. Вытянутое вдоль Невского проспекта на 72,5 метра с запада на восток и на 57 метров с севера на юг здание собора, имеющее форму четырёхконечного латинского креста и увенчанное в средней своей части высоким стройным куполом на прорезанном окнами и украшенном пилястрами барабане, с северной стороны, обращённой к Невскому проспекту, украшено монументальной колоннадой из 96 гранитных колонн коринфского ордера, заканчивающейся массивными портиками, являющимися сквозными проездами.
Этот элемент декора зодчий включил в ансамбль по велению императора Павла I, мечтавшего видеть в столице Российской империи храм, не менее величественный, чем собор Святого Петра в Риме, поэтому одна общая деталь - полукруглая колоннада, создаёт обманчивое впечатление полного сходства обоих храмов. Но на этом их подобие заканчивается, более того, между ними есть существенное различие. Если колоннада собора Святого Петра играет роль замыкающего вокруг храма пространства элемента, то колоннада Казанского собора раскрыта навстречу проспекту и гармонично вписана в общий архитектурный облик главной магистрали города. У колоннады есть и другое, более важное значение - поскольку здание храма расположено вдоль проспекта и повёрнуто к нему боком, включение колоннады в ансамбль позволило визуально сделать эту часть собора парадной, а портик в средней её части создаёт впечатление, что именно там находится главный вход в задние.
Фасады здания и колонны облицованы пудостским камнем, а важным элементом декора здания являются скульптуры и барельефы, украшающие боковые проезды, двери и портики. Над скульптурным оформлением фасадов собора и его интерьеров трудились известные скульпторы XIX столетия - Иван Мартос, Иван Прокофьев, Степан Пименов, Фёдор Гордеев, Василий Демут-Малиновский. Монументальные бронзовые двери северного фасада, обращённого к Невскому проспекту, выполнены по образцу «Райских врат» баптистерия во Флоренции, а сам фасад украшают бронзовые скульптуры, изображающие святых - Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и Александра Невского. В аттиках порталов и над алтарной апсидой помещены барельефные композиции на темы Ветхого и Нового Заветов.
Портики южного и западного фасадов также оформлены колоннами и каждая из них декорирована 20 каннелюрами (вертикальными желобками), создающими впечатление лёгкости, хотя вес каждой из колонн без малого 28 тонн.
Нехарактерная для православных храмов однокупольность не стала недостатком в облике собора, наоборот, установленный на высокий массивный барабан величественный купол только подчеркнул исключительное значение храма как центра духовной жизни Петербурга.
Внутренне убранство разделённого 56 гранитными колоннами на три нефа здания собора не менее торжественно, чем его фасады. В его оформлении использовались мрамор, гранит, полудрагоценные камни. Так, мозаичный пол выложен розовым и серым карельским мрамором, ступени алтаря, амвона и основание царского места - одним из самых красивых в мире природных камней - шокшинским кварцитом малинового цвета. Царские врата и главный иконостас, первоначально выполненные по эскизу А. Воронихина, в 1836 году заменили новыми - из отнятого у французов во время Отечественной войны 1812 года серебра (всего было использовано более 6,5 тонн серебра), а к 1876 году были обновлены иконостасы приделов. Проект главного иконостаса и Царских врат разработал архитектор Константин Тон , а иконы были написаны известными живописцами XIX столетия - Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Григорием Угрюмовым, Карлом Брюлловым , Фёдором Бруни.
По обе стороны от иконостаса располагались четыре колонны из яшмы, правда, после 1922 года исчезнувшие из собора вместе с уникальным иконостасом К. Тонна и Царскими вратами. В наши дни иконостас и Царские врата до малейших деталей восстановлены по старым чёрно-белым фотографиям, только за неимением такого количества серебра, какое было использовано при устройстве иконостаса К. Тонном, при воссоздании была использована методика серебряного напыления. Дополняет общую картину пышности интерьеров настенная живопись, которой украшены стены и пилоны храма, а также огромное бронзовое паникадило на 180 свечей.
Полезная информация для туристов
Казанский собор - действующий кафедральный храм епархии, поэтому посетить его и полюбоваться фасадами и интерьерами можно абсолютно свободно каждый день, только в будние дни собор открыт с 8.30 часов, а в выходные дни с 6.30 часов до окончания вечернего богослужения.
Доехать до собора можно на метро, выйдя на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (с этой станции есть переход на станцию «Невский проспект») к каналу Грибоедова. Здание собора находится как раз напротив выхода из метро.