Легенда о докторе Парацельсе (это интересно знать). Парацельс - биография, информация, личная жизнь Значение слова парацельс
Полное имя его звучало так — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс. Прозвище Ауреол, что означает «золотой», и имя, вошедшее в историю, — Парацельс, то есть равный Цельсу, он придумал сам. О нем говорили, что он мог выращивать в ретортах драгоценные камни и жемчуг, делать золото и эликсир молодости, путешествовать по воздуху на летающем коне. Рассказывали, что в рукояти его меча был заключен подвластный ему злой дух. Почитатели называли Парацельса «учителем, которого бог поставил в невидимой школе, устроенной на небесах», недруги — «чудовищным колдуном, суеверным богохульником, гнусным обманщиком, пьяницей и монстром». Сам же он величал себя «святым доктором».
В швейцарском городке Айнзидельн 10 ноября 1493 года в скромном домике близ Моста дьявола, принадлежащем чете фон Гогенгейм, родился мальчик. Увидев своего отпрыска, мать ребенка пришла в ужас: он был горбат, с огромной головой и крохотным тельцем. Младенец появился на свет в час, когда солнце стояло в знаке Скорпиона, а значит, ему по гороскопу было предназначено стать врачом или алхимиком. Поэтому и имя ему было выбрано соответствующее — Теофраст в честь знаменитого ученика Аристотеля врача Теофраста.
Первые испытания Тео
Отец Теофраста Вильгельм был внебрачным сыном знатного, но обедневшего рода фон Гогенгеймов, известных еще со времен Штауфенов. Их родовой рыцарский замок некогда располагался под Штутгартом, но был продан за долги. Переехав в Айнзидельн, Вильгельм фон Гогенгейм женился на местной девушке Элизе Охснер, прислуживавшей в церкви. В отличие от мужа, лиценциата медицины, единственного врача с академическим образованием во всей округе, человека утонченного и меланхоличного, она была истинной швейцаркой — неграмотной, грубоватой и взбалмошной.
От матери Тео и унаследовал довольно склочный характер и непрошибаемое упрямство, от отца — нелюдимость. «Я не тот человек, который говорит людям только то, что им по вкусу, — писал Парацельс. — В детстве меня не поили медом, не кормили финиками и мягким пшеничным хлебом. Я пил молоко и ел сыр и хлеб из грубой муки. Я грубый человек, рожденный в грубой стране, я вырос в сосновых лесах и, возможно, получил в наследство их иголки».
… Однажды утром шестилетний сын доктора Гогенгейма, как обычно, отправился пасти гусей. Сидевший за столом Вильгельм был удивлен, услышав в сенях его шаги, ведь Тео должен был вернуться только вечером. Бледный как мел мальчик шатающейся походкой вошел в комнату и тотчас рухнул на пол. Одежда Тео была забрызгана кровью. Когда его раздели, родители в ужасе увидели, что мальчик оскоплен. Вильгельму удалось остановить кровотечение. Много дней спустя, когда горячка наконец отступила, сын поведал родителям, что его изувечил проходивший мимо пьяный дезертир.
«Такому уроду, как ты, это ни к чему!» Эти слова по ночам звучали у мальчика в ушах, и он просыпался в холодном поту... Когда Тео было десять лет, умерла его мать и он с отцом перебрался в город Виллах в эрцгерцогстве Каринтия. Здесь мальчику и предстояло изучить азы искусства врачевания. Обширная библиотека доктора Гогенгейма, большую часть которой составляли трактаты по медицине, и его суровые методы воспитания принесли свои плоды. Впоследствии Теофраст с благодарностью отзывался об отце, ремнем вбившем сыну основы хирургии, терапии и алхимии.
В поисках «возлюбленной»
Когда юноше исполнилось 16 лет, Вильгельм вынужден был признать, что ничему более не может научить сына, и Теофраст засобирался в дорогу. Его обуревали тщеславные намерения: он заплатит по долгам отца, прославит свое имя и завоюет мир.
Прихватив самое дорогое: огромный меч, родовой герб Гогенгеймов, на котором были изображены в ряд три черных шара на серебряном луче и девиз, придуманный им самим «Да не принадлежит никому тот, кто может принадлежать самому себе», юный рыцарь Ланцета и Пилюль в 1509 году покинул Виллах.
«Известно, что влюбленный может пройти длинный путь, чтобы увидеть обожаемую им женщину. Насколько же сильнее тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках его божественной возлюбленной!» — записал он.
Поиски мечты привели его в Университет Феррары. Но когда защита докторской диссертации была уже близка, юноша все отчетливее начал понимать, что он нашел не то, что искал. Несмотря на мучительное смятение в душе, он все же получил степень доктора медицины. Долг перед отцом был выполнен, а капризная «возлюбленная» все более настойчиво напоминала о себе. Значит, надо снова отправляться в дорогу.
Первая остановка была в лаборатории серебряных копей знаменитого Зигмунда Фуггера в Тироле. Фуггер слыл опытным алхимиком — этим люди объясняли происхождение его невиданного богатства. Поведал ли богач ученику тайну философского камня, неизвестно, но он вполне мог раскрыть подопечному многие секреты, касающиеся металлов и минералов.
Из Тироля Тео отправляется по университетам Германии. Затем перекочевывает во Францию, чтобы посетить знаменитые медицинские школы Парижа и Монпелье. Из Франции он направился на Пиренейский полуостров — в Испанию, из Испании в Англию, а затем в Нидерланды, нигде подолгу не задерживаясь. Его собственным рекордом были два года, проведенные на одном месте — в городе Базеле, где он преподавал медицину в местном университете и одновременно занимал должность городского врача.
Теофраст участвовал и в итальянских войнах в качестве полевого врача. Но увиденное сделало из него убежденного пацифиста: в 1519 году он дезертирует. Денег за свою службу он, разумеется, не получил, но ведь глоток свободы дорогого стоит! Правда, в 1520 году Теофраст вынужден был присоединиться к армии датского короля Кристиана II, воевавшего против Швеции. Вместе с его войском он проделал путь от столицы Дании до Стокгольма, куда торжественно вступил вместе с победителями. Затем он продолжил свой путь через север Германии в Литву, потом Польшу, побывал в Валахии и Далмации, Италии.
Легенда гласит, что из Польши он, вероятно, мог отправиться в Москву. Это вполне может быть правдой, ведь для него не существовало расстояний. «Знание не ограничено пределом нашей собственной страны, — писал он, — оно не станет бегать за нами. Те, кто остается дома, живут спокойнее и богаче, чем те, кто странствует. Но я не желаю ни спокойствия, ни богатства. Счастье лучше богатства, а счастлив тот, кто путешествует, не имея ничего, что требовало бы заботы». Если верить записям его почитателей, Парацельс побывал даже на Востоке. Покинув Москву, он якобы был пленен татарами и доставлен к хану, который даровал мудрому пленнику жизнь. Более того, хан доверил Теофрасту сопровождать в Стамбул своего сына. Здесь восточные адепты тайных наук открыли ему свое учение. Поговаривали, что в Турции в 1521 году он получил-таки философский камень под руководством некоего Соломона Трисмозина. Кое-кто из современников Парацельса утверждал, что его заносило даже в Азию и Африку…
Война, объявленная невежеству
За годы странствий Парацельс выстроил собственную философию. Он свято уверовал в то, что истинного врача делают не книги и не душные лектории, а лишь практический опыт. Принципы, выработанные Галеном, Гиппократом и Авиценной, этими тремя столпами врачебного искусства, безнадежно устарели. Врачи не знают иных средств для лечения болезней, кроме кровопускания и клистира, которыми они мучают своих пациентов. Врачебное искусство превратилось в бессмысленное жонглирование латинскими словами. «Лучшие из наших известнейших врачей те, кто приносит наименьший вред, — говорил Парацельс. — Эти невежественные лекари суть слуги ада, посланные дьяволом издеваться над больными». Понятно, что слова чужака не могли сойти ему с рук. К тому же в пылу дискуссий Теофраст начинал переходить на личности и обзывать оппонентов «лупоглазыми баранами», «ослами» и «дубами пробковыми», вызывая в них враждебную ярость. «Меня изгнали из Литвы, затем из Пруссии и, наконец, из Польши. Я не пробудил симпатии к себе в Нидерландах, не пришелся ко двору в университетах, я не нравился никому, кроме своих больных», — вспоминал Теофраст. В пути он не гнушался беседами с цирюльниками, повитухами, палачами, знахарями, астрологами — всеми, кто помогал ему отыскать его «божественную возлюбленную». Говорили, что в течение пяти лет он даже кочевал с цыганами, желая узнать тайны их лекарственных растений.
На этот раз Теофраст решает идти в Страсбург. По дороге он заглянул в Вильдбад и Баден-Баден, заинтересовавшись знаменитыми целебными источниками. (Позже он напишет о них трактат.) В Баден-Бадене он вылечивал от дизентерии маркграфа Филиппа I, который, выздоровев, не заплатил ему ни гроша. Такая несправедливость привела Парацельса в бешенство. И он по горячим следам обиды даже написал свою врачебную клятву: «Клянусь никогда не лечить благородных дворян в их замках, а также монахов и монахинь в их кельях, если они не заплатят мне вперед». Но, если бы Теофраст гнался за деньгами, он «сидел бы за печкой» в Виллахе, а не бродил бы по всему свету.
Профессор базельского университетаПервую попытку осесть Парацельс делает в Страсбурге, где в декабре 1526 года он покупает гражданство и поступает в городской цех медиков «Фонарь», рассчитывая получить место в университете. Лечение Филиппа не принесло ему денег, зато прибавило славы. На Верхнем Рейне не было человека, который не слышал бы о странствующем докторе, сумевшем вылечить умирающего маркграфа. Слава Парацельса дошла и до города Базеля. А потому он был приглашен к местному книготорговцу Фробену, одному из самых влиятельных людей города, который давно страдал от ужасных болей в ноге. Его уже готовили к ампутации, когда кто-то рассказал ему о чудесном докторе, и Фробен тут же послал гонца в Страсбург. Теофраст в самый короткий срок поставил книготорговца на ноги. В этот раз благодарный пациент щедро одарил Парацельса.
Между тем надежда на профессорскую кафедру в Страсбурге оставалась надеждой. Но тут Парацельс неожиданно получил из Базеля приглашение на должность городского врача и профессора — Фробен употребил все свое влияние, чтобы по достоинству вознаградить спасителя. О таком подарке вечно гонимый странник и мечтать не мог. Не дождавшись своего вступления в права бюргерства, он выехал в Базель, где и прошли самые лучшие и самые горькие дни его жизни.
Перед отъездом он написал: «Я знаю, что монархия разума будет принадлежать мне, что слава будет за мной! Не я возвеличиваю себя, природа возвеличивает меня, ибо я следую ей. За мной, о вы, Авиценна, Гален и другие! Вы за мной, а не я за вами, ибо мне принадлежит монархия!»
Но профессура Базельского университета, в отличие от Фробена, совсем не проявляла добрых чувств по отношению к чудо-доктору. Его считали шарлатаном, потчующим своих больных таинственным лекарством под названием «зенекстон», главным компонентом которого был порошок из высушенных жаб. Эти таблетки с оттиском змеи на одной стороне и скорпиона на другой он хранил в рукояти своего меча.
Однако нападки завистников не помешали Парацельсу без труда сдать экзамены при факультете, дающие право на врачебную деятельность. После чего сам Эразм Роттердамский, проживающий в Базеле, взял его под свое покровительство. Великий гуманист послал Парацельсу письмо, желая выразить благодарность за исцеление его близкого друга Фробена, а заодно и получить консультацию — Эразма давно мучила больная печень. Теофраст видел своего пациента только один раз, но этого оказалось достаточно, чтобы поставить верный диагноз и дать рекомендации, касающиеся лечения.
Между тем время шло, а к чтению лекций его не допускали. Профессора распускали о Теофрасте сплетни и рассказывали всякие ужасы его пациентам, надеясь тем самым помешать его практике. Теофраст подал жалобу в магистрат и, вооружившись терпением, стал ждать. «Тот, кто думает, что все плоды созревают одновременно с земляникой, ничего не смыслит в винограде», — любил повторять он.
Ожидания не прошли даром. В июне 1527 года он вступил на лекторскую кафедру. Студенты были шокированы — доктор вместо привычной латыни вдруг заговорил на «языке слуг и служанок», то есть по-немецки! По городу тотчас пополз очередной слух: Парацельс не знает латыни! Вслед за этим разразился новый скандал. На сей раз из-за некой повитухи Елены, на которую доктор Парацельс сослался в одной из своих лекций. Авиценна, Гален, Гиппократ для него, видите ли, недостаточно хороши, чтобы цитировать их, зато повитуха — в самый раз!
«Одни книги еще никого не сделали врачом, — вещал он с высоты кафедры. — Медицина есть искусство, требующее практики. Разве можно стать великим полководцем, прочитав Ливия? Начиная изучать мое искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня, и что я должен постигать все сам. Я вошел в храм знания не через парадную дверь, а через дверь природы. Ее свет, а не аптекарский фонарь освещал мой путь». Он заявил слушателям, что не позволит им просиживать штаны в лектории, и стал водить студентов в больницы. Вместе с ними он совершал прогулки за город, где рассказывал о лекарственных свойствах растений и минералов. Недруги Парацельса решили подговорить студентов бойкотировать его лекции, но этот план провалился — прослышав о том, что Парацельс в Базеле, в город толпами начали стекаться школяры и студенты из германских университетов. Так что лекторий всегда был полон. Наконец-то у него были слушатели, ассистенты и стабильный доход. Казалось бы, пришло время угомониться и почивать на лаврах. Но тем же летом Парацельс опять заставил говорить о себе весь город. В ночь на Ивана Купалу, когда повсюду по традиции разжигали костры, чтобы избавиться от нечистой силы, Парацельс во дворе университета развел огонь, в котором сжег сочинения Галена и Авиценны. Это уже был открытый вызов.
Дороги без конца
Звезда успеха и удачи Парацельса, приведшая его в Базель, погасла очень быстро. Несчастья посыпались на его голову сразу, как только умер Фробен. Магистрату начал надоедать этот неуживчивый человек. На доктора ополчились все городские аптекари: Парацельс на правах главного городского врача предложил реформу аптекарского дела, заключающуюся в том, чтобы «ни один аптекарь с докторами общения не имел, даров от них не получал и в дележ с ними не вступал».
Вскоре он потерял своего друга и любимого ученика Иоганна Опорина. Это был единственный человек, к которому Теофраст испытывал чувство, похожее на симпатию. Впрочем, это не мешало ему жестоко обходиться с юношей. Кроме того, Парацельс очень неохотно делился своими секретами с кем бы то ни было, даже с единомышленниками.
Последней каплей стал скандал с каноником Корнелиусом фон Лихтенфельсом. Каноник терпеть не мог выскочку-доктора, но, всерьез захворав, призвал того к своей постели — страх смерти пересилил ненависть. Он слезно умолял Теофраста спасти его, обещая сказочно отблагодарить. Парацельс быстро поставил каноника на ноги. А тот заплатил ему... всего 6 гульденов. Это было уже откровенное издевательство. Парацельс подал на Лихтенфельса в суд, но ему отказали в иске. В гневе Теофраст написал письмо членам городского совета, в котором в самых непристойных выражениях обвинил их во всех смертных грехах. Но, поняв, что перегнул палку, выбросил письмо и сочинил другое послание, где просил о правосудии и умолял возбудить дело против жадного каноника. Опорин же нашел первое письмо учителя и решил отомстить ему за незаслуженные обиды.
Магистрат, получив компрометирующий документ, подписал бумаги на арест Теофраста фон Гогенгейма. Вовремя предупрежденный сочувствующими ему людьми, Парацельс бежал из Базеля без вещей и рукописей. Ему ничего другого не оставалось, как написать письмо Опорину, требуя привезти ему его пожитки, что тот и сделал. Можно только догадываться, какой была их встреча. Впоследствии Опорин раскаялся в содеянном. «Я не понимал, что он такой ученый муж», — говорил он. После предательства Опорина у Парацельса было еще много учеников, но со всеми ними он был одинаково холоден и неразговорчив.
…Парацельса снова зовет дорога. За ним следует толпа учеников — компания довольно разношерстная. Были среди них цирюльники и банщики, беглые монахи и люди, преследуемые законом. Большинство из них присоединялись к Парацельсу, движимые желанием выведать у него тайну зенекстона и философского камня. Когда же они понимали, что Теофраст раскрывать своих секретов не собирается, тут же пропадали без следа, не успев ничему у него научиться. Потом — объявляли себя последователями Парацельса и дурачили несчастных больных, пороча тем самым имя доктора.
После базельской истории Парацельс около полугода жил в Кольмаре, пытаясь прийти в себя. Здесь он возобновил практику и скоро снискал себе известность в городке и его окрестностях. Во второй половине 1528 года он, вдруг почувствовав себя одиноким, чего с ним никогда прежде не случалось, перебрался в Эслинген, где жили его родственники. Здесь в одной из комнат их дома Теофраст устроил лабораторию и пропадал там целыми днями, никого туда не допуская. Легковерные бюргеры вообразили, что он делает там золото, что он сказочно богат и что пребывание его в Эслингене может обогатить жителей городка. Они принялись выведывать у родственников информацию о занятиях Теофраста. Но как только выяснили, что в лаборатории он занимается вовсе не изготовлением золота, а какими-то «бессмысленными» опытами, весь город тотчас объявил ему бойкот. В конце концов от Теофраста отвернулись даже родственники, и он был вынужден двинуться дальше по Швабии и Франконии.
Ему не дают заниматься научными изысканиями, запрещают говорить с кафедры! Не уносить же знания в могилу. И он решает опубликовать свои труды. Парацельс много пишет: на краешке стола в трактире или в стоге сена у дороги. Увлекшись, неделями не раздевается и не снимает дорожных сапог. Он мог спать по три-четыре часа и снова брать в руки перо.
В Нюрнберге он представил рукописи на одобрение цензорной коллегии и получил разрешение на издание своих трудов. Первыми были две книги о лечении сифилиса. В них автор не занимался бесполезным морализаторством, не упрекал больных в разврате, подобно большинству медиков, а давал рекомендации, как облегчить страдания. И все бы ничего, если бы в конце трактата Парацельс не обозвал всех врачей, рекомендующих своим больным новомодное лечение гваяковым деревом, «дубами пробковыми». И у него были на то основания. Он провел ряд опытов и понял, что прикладывать к гнойникам и шанкрам кусочки этого экзотического дерева — все равно, что мазать их сливочным маслом.
Окрыленный успехами, Теофраст покинул Нюрнберг. Однако скоро его нагнало извещение нюрнбергского магистрата о прекращении печатания его сочинений. Поставщики гваякового дерева почувствовали, что их благосостояние под угрозой, и «надавили» на городские власти. Теофраст, не желая сдаваться, отправил в Нюрнберг письмо с просьбой об отмене решения. Ответом было молчание. Значит, ему ничего не остается, кроме врачебной практики.
Запоздалое признание
Начало 1531 года застает его в в Санкт-Галлене. Бургомистр города Штудер уже долгое время был прикован к постели тяжелым недугом. Теофраст был его последней надеждой. В доме бургомистра к Парацельсу поначалу отнеслись с недоверием, совсем уж не был он похож на важных докторов. Более того, чудаковатый доктор был крайне неопрятен, он никогда не стирал своей одежды, предпочитая просто покупать новую, когда прежняя становилась совсем непригодной. И вот этот бродяга поселился в доме Штудеров. И бургомистр быстро пошел на поправку. Домашняя атмосфера семейства бургомистра благоприятно подействовала и на Парацельса.
В Санкт-Галлене Теофраст пробыл 27 недель. К нему снова вернулось вдохновение, и он часами писал в отведенной ему комнате. Можно сказать, что именно семье Штудера мир обязан появлением на свет двух трактатов: «Парамирум» о камнеобразующих болезнях и «О невидимых болезнях» (о душевных недугах). В Санкт-Галлене Парацельс сдружился с зятем Штудера Бартоломе Шовингером, что было довольно странно: опасаясь предательства, он трудно сходился с людьми, а разговорить его вообще не представлялось возможным. Но Шовингер нашел к нему ключик. Он был большим поклонником тайных наук и собрал целую библиотеку по этой теме. После отъезда Парацельса из города зять бургомистра вдруг сказочно разбогател — поговаривали, что доктор открыл ему «рецепт» философского камня.
В 1532—1534 годах доктор живет в Аппенцеле и неожиданно впадает в глубокое уныние: ему уже сорок первый год, а он все мотается по городам и весям. «Я чувствовал себя словно бы посаженным на цепь, едва выдерживал давление и скорби», — так вспоминал он об этом периоде жизни. Куда завела его «божественная возлюбленная»? Разочарованный в жизни Теофраст решил уйти от мира. Он хотел сделаться проповедником и отправиться в горные деревни наставлять крестьян на путь истинный. Весной 1534 года, весь оборванный и загорелый дочерна, он появился в Инсбруке. Проповедника из него не вышло, и «аппенцельский отшельник» снова вернулся в мир. Того, чем одаривала доктора его паства, не хватало даже на пропитание. И он решил возобновить практику. Но бургомистр запретил Теофрасту пребывание в городе. «Он видел докторов в шелковых платьях, а не в ветоши. Словом, я оказался недостаточно хорошо наряженным в этом чистеньком городке», — с горечью вспоминал он.
В порыве отчаяния он направился в Штерцинг, охваченный чумой. Много дней, рискуя заболеть, сражался с «беззубой старухой», вытаскивая больных с того света, но и здесь не заслужил благодарности.
В 1536 году звезды на небосводе, очевидно, поменяли свое положение, и круг неудач доктора Парацельса наконец-то разомкнулся. Действие нюрнбергского запрета на его публикации закончилось. В этом же году в Аугсбурге вышла книга под названием «Большая хирургия».
Когда к нему прибыли гонцы от Иоганна фон Лайпника, маршала Богемии, он жил в Эфердингене. Как и многие пациенты, которых Парацельс возвращал к жизни, фон Лайпник был болен уже давно. Доктора уже не могут помочь наполовину парализованному, больному водянкой маршалу. Иногда они дают ему опиум, чтобы заглушить боль. В замке Мэриш-Кромау Парацельс жил до тех пор, пока маршал не стал подниматься с постели. Все свободное время он проводил за пером и бумагой.
После выхода «Большой хирургии» и успешного лечения фон Лайпника заговор молчания, много лет назад образовавшийся вокруг странствующего доктора, был преодолен. Ему устроили торжественный прием в рыцарском замке, на который собралась вся верхушка города Прессбурга. В Вене его дважды удостаивает аудиенции король Австрии Фердинанд.
С 1539 по 1541 год он непрерывно в разъездах. Художники пишут его портреты. Доктор, как победитель, колесит по городам Германии — Мюнхен, Бреславь, Гретц, Зальцбург... Но здоровье его непоправимо подорвано. Годы странствий, долгие бессонные ночи и эксперименты, которые Парацельс нередко проводил на самом себе, сделали свое дело.
«Святой» Теофраст25 сентября 1541 года в зальцбургскую гостиницу «Белый конь», что стояла на набережной, были вызваны городской нотариус и семеро свидетелей — Парацельс хотел объявить свою последнюю волю… Спустя три дня великий врач отошел в мир иной, как добрый христианин. Перед смертью он просил отслужить по нему заупокойную мессу и раздать деньги бедным. Доктор встретил свой конец без страха и сожалений. «Смерть не что иное, как просто окончание дневной работы, исчезновение воздуха, выветривание бальзама, погашение света», — писал он незадолго до кончины.
Со всей подобающей пышностью тело доктора было предано земле на зальцбургском кладбище Святого Себастьяна.
А в 1831 году доктор Теофраст стал святым! В это время Европу накрыла мощная волна холеры. Люди со всей округи толпами устремлялись в Зальцбург, к его могиле и молили его о чуде. И, как это ни удивительно, холера не тронула Зальцбург, Каринтию и Тироль.
После смерти Парацельса его книги стали выходить огромными тиражами. В 1941 году на родине доктора в Айнзидельне было основано Швейцарское общество Парацельса, в создании которого поучаствовал и Карл Густав Юнг. А в Виллахе до сих пор высшей наградой для ученого считается «Кольцо Парацельса».
😉 Приветствую новых и постоянных читателей! В статье «Парацельс: биография, интересные факты и видео» — о жизни знаменитого швейцарского алхимика, врача, философа эпохи Возрождения.
Биография Парацельса
Родился этот известный человек в октябре 1493 г. недалеко от Цюриха (Швейцария). Настоящее имя нашего героя звучит так: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Парацельс (Paracelsus) — это псевдоним.
Видимо, скромностью Филипп не страдал или был уверен в своих будущих успехах, когда назвал себя Парацельсом. Он прибавил приставку «пара», означающую «подобный», к имени известного римского философа-платоника Цельса (II век).
Отец Филиппа был хорошим врачом и происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать трудилась медсестрой в аббатстве. В семье медиков Филлипп получил прекрасное образование в сфере медицины и философии. Семья жила очень скромно, но имела хорошую библиотеку.
В 16 лет парень уже знал основы хирургии и алхимии. Вскоре Парацельс покидает отчий дом и отправляется в университет Базеля.
Затем он обрел ценные знания по астрологии, алхимии и магии у известного аббата Иоганна Тритемия. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре (Италия), где был удостоен степени доктора медицины.
Путешествия
Парацельс много странствовал, продолжая изучать медицину и алхимию. Он принимал участие в военных экспедициях, служил военным хирургом. Жажда знаний никогда не покидала его. Он собирал полезные сведения не только от ученых других стран, но и общаясь с цирюльниками, предсказателями, повитухами, пастухами и палачами.
После десяти лет странствий, с большим багажом опыта и знаний он вернулся в Базель, став городским врачом и профессором университета.
Его уникальные лекции привлекали множество слушателей. Парацельс критиковал схоластическую медицину и публично сжёг медицинский учебник античных ученых. Количество его противников среди аптекарей и врачей продолжало расти. Вскоре Парацельс покидает Базель, спасаясь от суда за вольнодумство.
Ему вновь пришлось скитаться по странам. Наконец, в Зальцбурге (Австрия) он нашел своего покровителя — архиепископа. Парацельс поселился в этом городе и провел последние годы жизни, скончавшись (предположительно от насильственной смерти) в возрасте 48 лет.
Парацельс: вклад в медицину
- он заставлял своих студентов изучать течение болезней на практике, а не по книгам. Парацельс привёл студентов к постелям больных;
- сблизил химию с медициной. Является первым ятрохимиком (от греч. «ятро» — врач), то есть врачом, применяющем химию в своей врачебной деятельности;
- предложил алхимикам сосредоточить усилия на разработке новых лекарств. Хирургам больше думать не о повышении скорости болезненных операций, а о безболивающих средствах и обеззараживания ран;
- свое врачевание он основывал на алхимическом учении о трех основных веществах, которые входят в состав всех тел природы: ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти вещества находятся в равновесии. Если одно из них преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают заболевания;
- ввёл в практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка;
- выделял лекарства из растений и применял их в виде вытяжек, экстрактов и эликсиров;
- развил представление о дозировке лекарств;
- использовал минеральные источники для лечебных целей.
Труды Парацельса
Парацельсом были написаны трактаты:
- 1531 г. — «Великая астрономия»;
- 1533 г. — «Потаенная философия»;
- 1534 г. — «Философия»;
- 1536 г. — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».
Видео
В этом видео интересная и дополнительная информация по теме «Парацельс: биография»
😉 Друзья, если вы считаете статью интересной, поделитесь . Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.
Парацельс (Paracelsus) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.
ПАРАЦЕЛЬС, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541) - медик и алхимик. Швейцарец по происхождению. Скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения П. писал не по-латыни, а на колоритном немецком языке. Историческое значение работ П. заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам П. ввел в практику ряд химических медикаментов.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 307-308.
Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493- 1541) - врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии. По Парацельсу, мир, основанный на созданной богом первоматерии, представляет собой саморазвивающуюся целостность. Человек (микрокосм) как часть природы (макрокосма) в принципе способен познавать ее. Парацельс одним из первых провозгласил идею об опытном знании как основании всякого научного познания. Веря в силу разума, Парацельс призывал врачей и ученых изучать не «священные книги», а саму природу, резко критиковал средневековые авторитеты, схоластику , религию. Связанный господствовавшими в то время антинаучными концепциями, Парацельс в объяснении мира оставался на позициях антропоцентризма и панпсихизма, полагал, что все в мире проникнуто таинственным «археем» (духом). Стремясь превратить медицину и химию в науку, он в то же время верил в силу алхимии и магии.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 332-333.
Он же Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм
Парацельс (лат. Paracelsus - "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493-1541) - швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еще при жизни "Лютером в медицине". Одно из наиболее полных и систематизированных изложений так называемой "оккультной пневматологии" (направления мистической философии, ориентированной на постижение природы духовных субстанций) было осуществлено именно П. Основные сочинения: "Оккультная философия", "Толкование 30 магических фигур" и др. Неоднократно подвергался преследованиям по мировоззренческим причинам. П. - автор понимания природы как живого целого, пронизанного "звездной душой" ("астральными телами", делающими возможным мистическое оперирование объектами природы посредством тайного инструментария посвященных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Общим термином "элементы" П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же "стихийные сущности" (elemental essenses) П. именовал их незримые духовные составляющие.
В той же степени, как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых особей, в такой же мере духовный ее аналог (образованный разреженными компонентами зримого мира) заполнен сонмами "эфирных" "природных духов" ("стихий"), включающих в себя "гномов, ундин, сильфов и саламандр". Все они непостижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. Стихийные духи, по П., - это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п., и, следовательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов - быстротой движений. Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синтезирующей достижения физики, химии, физиологии вкупе с опорой на ценности и установки теологии и философии. ("...Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению...") П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными "герметической терапии" того времени: вызыванием духов; "вибрацией" - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма. П. - автор динамически-функциональной трактовки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., - результат процесса самооткровения. Потенциал человека - обусловливается характером его взаимоотношений с природой - творением Божьего промысла: "...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти листы". Ученый имеет право на поиск истины во всех землях и среди всех людей.
Человек ("микрокосмос") - обладает божественной душой - источником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры - астральные тела, как правило, мертвых людей. Стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, вампиры отнимают у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., "здоровый и чистый человек не может быть одержим ими... они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение. Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...". Лечение больного, таким образом, должно осуществляться, по П., в единстве трех уровней - телесного, душевного и духовного.
А.А. Грицанов
Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Парацельс Теофраст
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс, родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.
Уже в годы учения Парацельс заинтересовался химией. В то время в университетах химия как отдельная специальность не преподавалась. Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии. Экспериментальной работой в области химии занимались аптекари и алхимики.
В 1515 году Теофраст получил во Флоренции степень доктора медицины.
По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, потом отправился в Англию, переменил курс на Литву, попал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. И повсюду выспрашивал и запоминал секреты искусства врачевания. Не только у докторов, но и у цирюльников, банщиков, знахарок. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих поисков. Служил некоторое время лекарем в армии датского короля Христиана, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал.
1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.
Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство.
В Кольмаре ему удавалось поднимать на ноги больных, которых другие врачи считали безнадежными. Популярность его росла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху пришлись по нраву далеко не всем. К тому же Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Стали распространяться слухи о том, что Парацельс вступил в сношения с дьяволом. В любую минуту Парацельсу могли предъявить обвинение в ереси и учинить над ним расправу.
В Нюрнберге ему удалось издать четыре книги. Но затем последовало решение городского магистрата о запрещении дальнейшего печатания его произведений. Причиной тому было требование профессоров медицинского факультета Лейпцигского университета, возмутившихся сочинениями Парацельса.
Узнав, что в Штерцинге эпидемия чумы, Парацельс идет в этот город. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом.
В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд "Большая хирургия". И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс. Она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике.
Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.
Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, успешно применяя ртутные препараты для лечения распространенного в то время сифилиса.
После выхода книги положение доктора Парацельса переменилось. Его принимают в лучших домах, к нему обращаются знатные вельможи.
Последнее его пристанище - Зальцбург. Здесь он занимается врачебной практикой. 24 сентября 1541 года Парацельс скончался.
Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/
Медицинский алхимик
ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевдоним, означающий – выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины 1 в. до н. э), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц – 24 сентября 1541, Зальцбург) – врач и философ, медицинский алхимик, или иатрохимик (от греч. ἰατρός – врач), изучал медицину в Германии, Италии и Франции. С 1526 хирург в Страсбурге, профессор медицины в Базеле, был вынужден покинуть Базель два года спустя и долгое время странствовать. С Парацельса берет свое начало немецкая натурфилософия. Учение Парацельса укоренено в платоновско-пифагорейской традиции и в герметизме. Это прежде всего понимание природы как живого целого, с невидимой «звездной душой» (астральным телом), являющейся синонимом мировой души (spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого к аристотелевскому эфиру и квинтэссенции в алхимической традиции. В силу параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса человек, владеющий «арканами» (тайными средствами), способен магически воздействовать на природу. Самопознание конгениально природознанию, помогая усмирить силы природы и подчинить их человеку. Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души. Но главное в его деятельности – медико-алхимические (иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания – восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем – верховным жизненным духом. Врач – одновременно целитель и тела, и души, и духа.
Человек, согласно Парацельсу, так же, как и металлы, сложен из серы, ртути и соли. Под воздействием медико-лекарственной практики алхимическая триада видоизменяется в «пятерицу»: Парацельс говорит о пяти основных субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: сере, ртути, соли, флегме и мертвой голове. Флегма и мертвая голова – субстанции грубые, пониженной духовности. Отсюда иное определение алхимии, как искусства отделения чистого от нечистого путем растворения смесей. Парацельс смешивает, не разделяя, Аристотелевы элементы-стихии с элементами-качествами, прибавляя к ним и пятую сущность – квинтэссенцию, определяющую здоровые вещества (= тела). Изготовление целительных «арканумов» специфических лекарственных веществ, соотнесенных с частями тела, – основной технологический пафос его химии, при этом планетно-зодиакальные флюиды одухотворяют вещественный мир «арканумов». В связи с этим разрабатывается идея «симпатического сродства» веществ; конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела с помощью химических средств. Как иатрохимик, Парацельс разрабатывает «химическую» теорию функций живого организма – в противовес Галену, лечившему растительными соками. Квинтэссенция предстоит у Парацельса как чудодейственное средство, извлеченное из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Трансмутация металлов отодвинута у него на второй план.
В дальнейшем влияние идей Парацельса прослеживается у натурфилософов 17–18 вв. (Я.Б. ван Гельмонта, О.Тахения и др.), Я.Бёме, немецких романтиков (Шеллинг, Новалис).
В.Л. Рабинович
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 200.
Парацельс (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,- 24.9.1541, Зальцбург), философ, естествоиспытатель, врач. Учение Парацельса можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и герметизма. В центре его - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn - «звёздная душа», так называемое астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное с каким-либо определенным пространством, способное воздействовать на любое другое астральное тело, т. е. магическое начало души). Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей как всеобщий деятель в природе, сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см. Квинтэссенция), а также неоплатоническим понятием пространства - посредника между умом (кусом) и материей. Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по Парацельсу, возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается Парацельсом именно как практически-волевое устремление души (в этом он предвосхищает немецкий идеализм конца 18- 19 веков).
Основные элементы, составляющие у Парацельса космическое тело,- земля, вода, воздух и небо; кроме них, Парацельс признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль - не как эмпирические вещества, а как особый способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis), обеспечивающий изменчивость всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию души; соль даёт телам прочность, это основа телесности.
Поскольку вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа; таким образом, врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.
Парацельс оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533-1588), врача, химика и натурфилософа Я. В. Гельмонта (старшего) (1579-1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614-1699), вероятно, повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Некоторые мотивы учения Парацельса были развиты немецким романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни (Клагес).
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1-14, Munch.- В., 1922-36; Sämt-Ae Werke, Bd 1-4, Jena, 1926-32.
Литература: Проскуряков В.,П., M., 1935; Л евен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., «ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus, В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; V o g t Α., Th. Paracelsus als Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K., Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie 1932-1960, Wiesbaden, 1960.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Ученые с мировым именем (биографический указатель).
Сочинения:
The hermetic and alchemical writings, v. 1. Hermetic chemistry. L., 1894, в рус. пер: Об оккультной философии. – В кн.: Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13–19 вв. М., 1999, с. 130–167.
Литература:
Проскуряков В. Парацельс. М., 1935;
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;
Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. М., 1994;
Spunda F. Das Weltbild des Paracelsus. Wien, 1941.
ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus)
(Филипп
Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von
Hohenheim)
Знаменитый средневековый врач и алхимик Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии. В 1515 г. он получил во Флоренции степень доктора медицины, после чего странствовал по Европе, продолжая изучать медицину и алхимию.
В 1526 г. Парацельс стал профессором университета и городским врачом в Базеле; в университете он читал лекции на немецком языке, а не на традиционной латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена; публично сжёг учебник медицины, написанный на основе представлений античных учёных. В 1528 г. Парацельсу пришлось покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Последние годы жизни он вновь скитался по городам Эльзаса, Баварии, Швейцарии, посетил даже Пруссию, Польшу и Литву, и, наконец, поселился в Зальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь он и умер в 1541 г. (по некоторым данным, насильственной смертью).
Парацельс решительно отверг учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы. Он различает четыре главные группы причин болезней, которые он называет entia : 1) ens astrale – космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale – причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni – ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis – наследственные аномалии; 3) ens spirituale – психические влияния и 4) ens Deale – Божье попущение.
Свою терапию Парацельс основывал на алхимическом учении о трёх принципах ; он учил, что в составе живого тела участвуют три вещественных начала, которые входят в состав всех тел природы (tria prima ): ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти начала находятся в равновесии; если же одно из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.
Парацельс изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений, ввёл практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка; выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Парацельс сблизил химию и врачебную науку, поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией : «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства».
Взгляды Парацельса и его практическая деятельность, однако, пронизаны средневековой мистикой. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями, облеченными в схоластико-кабалистическую форму. Парацельс не отрицал возможности изготовления философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Важнейшей частью своей медицины он считал учение об «архее» – высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.
Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс родился в 1493 г. близ местечка Мария – Айнзидельн, в то время деревушки в двух часах ходьбы от Швейцарского города Цюриха.
Его отец врач, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма был одним из потомков старинного и славного рода, родственник гроссмейстера ордена рыцарей св. Иоанна. В 1492 г. он женился на сестре – хозяйке из лечебницы местного аббатства. В результате этого брака и появился на свет Теофраст, их единственный ребёнок.
В ранней юности Парацельса обучал наукам отец, преподавал ему основы алхимии, хирургии и терапии. Продолжил он учёбу у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении 16 лет его отправилина учёбу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие ипрактическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга коккультизму привела его в лабораторию богача Сигизмунда Фунера в Шварце (Тироль), который так же был известным алхимиком. Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. Считают, что он посетил Индию, когда был пленён татарами и доставлен к хану. Во время пребывания Парацельса в татарском плену восточные учителя оккультизма открыли ему своё тайное учение. На западе в то время не знали о свойствах астрального тела, о семеричном строении человека. Парацельс много писал о духах природы, но, описывая их, заменял восточные термины соответственными названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своими соотечественниками. Вероятно, Парацельс оставался у татар до 1512 г., так как в 1521 г. он прибыл в Константинополь и получил там философский камень.
Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в Императорской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причём не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых учёных и среди простонародья. «Его можно было встретить среди погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах», что послужило поводом для жестоких упрёков, которыми в своей ограниченности сыпали его враги. Он провёл в скитаниях 10 лет то, применяя на практике своё искусство врача, то, преподаваяили гуляя. В возрасте 32 лет он вернулся обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.
В 1525 г. Парацельс отправился в Базель. В 1527 г. городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалованье. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны. Учение Парацельса было действительно его собственным. Он преподавал, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надёжно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В это же время он занимал должность главного городского врача. Под его надзором были все городские аптеки. Он проверял, хорошо ли провизоры знают своё дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Этим он навлёк на себя ненависть аптекарей и провизоров. Другие врачи и профессора, завидовавшие его успехам в преподавании и исцелении недугов, присоединились к преследованию под предлогом того, что его назначение профессором университета было произведено без их согласия и что «Парацельс был чужестранцем – никто не знает, откуда он взялся, и неизвестно является ли он настоящим врачом». В результате, Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528 г. и снова вернуться к бродячей жизни, за ним следовали многочисленные ученики.
В 1529 и 1530 гг. он посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие врачи» из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Но этот успех не изменил жизни Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. Он посетил множество городов. В 1536 г. осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Однако ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем. 24 сентября 1541 г. После непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет), в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь». Похоронили его на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор неясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся нападению бандитов, нанятых кем–то из лекарей, его врагов. В результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней привело к смерти.
Труды Парацельса были изданы не сразу. Первая его работа вышла только в 1562 году. В ней приведены основные принципы учения Парацельса о болезнях и их причинах; вторая работа – об общих принципах медицины – была издана три года спустя. Обе книги написаны на немецком языке.
Крупнейшая заслуга Парацельса состоит в том, что он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и выдуманных средневековых рецептов на снадобья, стал давать больным простые но действенные лечебные средства. Он применял целебные травы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Парацельс первый стал широко применять в лечении химические средства, в частности препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Кроме того, он усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.