Скандинавские руны: значение, описание и их толкование – средство для гадания и оберег. Описание скандинавских рун Руны скандинавов
Руническая магия
.
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых
"разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают
основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и
невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей".
Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять
ночей, пронзенный собственным копьем.
Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":
Девять ночей я качался, на дереве,
Под ветром повешен а ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан -
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.
Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я
Долу упал я тогда.
Стал я расти и познания, множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.
Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, -
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.
Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, – как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигатъ?
Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награждены за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.
Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например, С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песне "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:
Заклинания я знаю, что людям неведомы, -
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – пометь оно может
От обид, и скорбей, и забот.
И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.
Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.
Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен -
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.
Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо не мчались – стрелу задержу я,
Едва лить увижу ее.
Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.
Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.
Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится -
Можно им мир водворить.
Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.
Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернутся
Им в жилища свои
И в обличья свои.
Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья, друзей.
Я в щит прокричу пред началом сраженья -
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.
Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить -
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.
Я знаю тринадцатое,- оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях -
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.
Я владею четырнадцатым: перечту.
Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.
Имена назову я всех асов и альвов -
Это может лишь мудрый иметь.
Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра
Пел его Тиодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.
Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.
Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.
Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.
Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, -
Или той, кто сестра мне родная.
Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.
Руны в своем изначальном – восемнадцатизнаковом – виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма – расистскими теориями нацистской Германии.
Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S – символ власти и силы.
Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны – это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне – "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:
Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.
Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд – на ногте.
Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.
Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.
Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.
Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.
Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.
Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.
Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,
Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,
Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,
Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,
Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.
Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.
То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!
В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии – в каждом
конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому
заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение
рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления
рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о
знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную
кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной
хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые –
"правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.
Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II – VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов. Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.
Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:
f | fenu | |
u | urur | |
th | thurisar | турс (великан) |
a | ansur | асы (боги) |
r | raidu | путешествие |
k | kauna | рана |
g | gebu | дар |
w | wunju | радость, счастье |
h | hagalar | град |
n | naudir | нужда |
i | isar | лед |
j | jara | урожай |
i | iwar | (возможно, защита) |
p | perthu | (возможно, то, что скрыто) |
r | algir | (различные значения) |
s | sowilu | солнце |
t | tiwar | Тюр (один из асов) |
b | berkana | береза |
e | ehwar | лошадь |
m | mannar | человек |
l | lagur | вода |
ng | ingwar | Инг (бог-прародитель) |
d | dagar | день |
o | othala | эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству |
Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.
Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в
качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал
набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке
один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя,
одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими
знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик
должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось
руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия,
содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):
Lina laukar f
лен, лук, богатство
В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukar – и довольно часто встречающееся в рунических надписях.
Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.
Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна.
Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой
значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой
руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом
руна f – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые
рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой
магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть,
число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.
Руна Магическое число
Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.
Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк
Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.
Известны изображения первых шести рун – собственно самого ФУТАРКА, – но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th – первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 – одно из самых сильных магических чисел, – но трудно поддающиеся толкованию.
Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel – и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.
Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:
Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.
До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".
Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из
его людей – дружинника Барда, который пошел к жене конунга и сказал ей, что там
сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил
его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и
предложила ему выпить.
Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на
нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:
Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?
По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".
Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.
В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.
Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. "Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз. Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия).
В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".
Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного". В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).
Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем – особенно в определенные дни, – чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)
Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:
Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.
Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим – и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта – "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".
Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов – heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля". Как бы там ни было, одно остается несомненным – эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".
Особенной силой обладала и руна "туре". Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:
Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.
А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:
Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.
А в другой исландской рунической надписи говорится:
Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.
Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.
Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.
На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает". Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства) – этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.
Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.
"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".
Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.
Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:
f | fe | богатство, добро (собственность), скот |
u | ur | мелкий дождик или железный лом |
th | thurs | турс (великан) |
a | oss | асы (боги) |
r | reid | путешествие |
k | kaun | рана |
h | hagl | град |
n | naud | нужда |
h | hagalar | град |
n | naudir | нужда |
i | iss | лед |
a | ar | урожай |
s | sol | солнце |
t | tyr | Тюр (один из асов) |
b | bajrka | береза |
m | madr | человек |
l | logr | вода |
r | yr | тростник |
В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые. Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.
"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."
Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны". Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.
В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Вот как это выглядело.
Около начала XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница.
В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны – их было семь, – обозначавшие дни недели.
И 19 лунных рун – по числу годов в метоновом цикле.
В заключение хотелось бы еще раз напомнить – руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:
Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Дорогие друзья!
Теперь на сайте Mogura есть каталогизатор скандинавских Рун. Каждый из двадцати четырёх (плюс одна (двадцать пятая) пустая Руна) рунических знаков подробнейшим образом описан.
У Вас появилась отличная возможность погадать на Рунах онлайн и самостоятельно. Каждый рунический символ несёт в себе массу информации, знаю которую можно оптимально успешно устроить собственное будущее, запрограммировать события, которые бы Вы хотели привлечь в свою жизнь.
Рунический Футарк позволяет найти ответы там, где их, казалось бы, не существует. Любовные отношения, деловая сфера жизни, здоровье и это далеко не весь перечень того, что Руны освящают и предсказывают.
Руны - это навсегда! Однажды прикоснувшись к скандинавской мистерии большинство эзотериков возвращается к этим загадочным пиктограммам снова и снова! Безусловно, азы рунологии - это значения рун, то есть своеобразная азбука, изучая которую адепты рунической магии постигают всю северную философию и мироощущение древних северо-европейских народностей. Но ведь на обережной тематике рунология отнюдь не заканчивается! Огромную популярность имеют рунические предсказания и магические обряды с использованием этих загадочных знаков. Дерзайте! Изучайте наше общее духовное наследие и да пребудет с Вами сила рода!
На сегодняшний день формальное определение искомого понятия гласит, что скандинавские руны - это вид письменности, распространенный на территории Норвегии, Дании и Швеции в период с I по XII век нашей эры. При этом каждая скандинавская руна определяется как буква рунического алфавита (утхарка). Однако значение скандинавских рун многообразно, каждый символ обозначает не только конкретную букву, но также образ или даже совокупность образов. Именно поэтому зачастую толкование скандинавских рун представляет определенную сложность и некоторые надписи на рунических камнях и археологических артефактах, сделанные скандинавскими рунами, до сих пор не переведены.
Традиционно каждая скандинавская руна относится к тому или иному «атту» (так в старо-норвежском языке назывались «группы рун») или «эттиру» (это тоже самое понятие, но в транскрипции с исландского). Атты Фрейи, Хеймдаля и Тюра олицетворяют этапы эволюции человека и всех вещей во Вселенной, и расположение скандинавских рун в столь четком, продуманном порядке весьма любопытно. Строго говоря, это единственный в мире алфавит, в котором расположение «букв» имеет значение, едва ли не определяющее! Каждая скандинавская руна также занимает свойственную ей позицию в круговой структуре. Более подробно об этом можно прочесть в работах К. Медоуз, который говорит об аттах как о вторичных структурных элементах, указывая на то, что скандинавские руны исконно записывали именно по кругу.
Толкование скандинавских рун может быть основано на их названиях лишь в относительной степени, потому что все ныне известные наименования рун - реконструкции. Иными словами, сегодня мы не знаем, как исконно звучала та или иная скандинавская руна, абсолютно точно нам известны лишь формы, которыми руны записывались.
Скандинавская руна: образ, сохраненный в камне
Германский корень «ru», который встречается в готском и древненемецком (runa), древнеисландском (runar), древнескандинавском и англосаксонском (run) языках, переводится как «тайна». Очевидно, что значение скандинавских рун не может ограничиваться областью алфавитного применения. Древние народы Скандинавского полуострова и Северной Европы вкладывали в них глубокий, сакральный смысл, поэтому скандинавские руны и их значение для раннесредневекового мира трудно переоценить.
Значение скандинавских рун в их символическом аспекте лучше рассматривать на конкретных примерах. Возьмем руну «фегу» («fehu» на старо-норвежском), которую также называют F-руной. Традиционно эта скандинавская руна заключает в себе образ богатства, достатка. А теперь взглянем на ее уставное начертание: это символическое обозначение пасущейся коровы с загнутыми к небу рогами. К. Медоуз видит здесь ауроха, древнего скандинавского зубра, который был истреблен в Позднем Средневековье. Очевидно, что если человек владеет таким животным (вероятно, имеется ввиду целое стадо), то живет он в явном достатке. На этом примере можно попытаться представить себе истинное значение скандинавских рун для населения раннесредневековых Дании, Норвегии и Швеции. Действительно: это больше, чем просто буквы.
Но есть еще более любопытные скандинавские руны. И их значение в этом смысле может оказаться гораздо глубже нашего нынешнего представления о народах викингов. Например, скандинавская руна «яра» («jāra» на старо-норвежском), вероятно, происходит от исландского «ári», что значит «лето» в значении «год» (временной отрезок). Это руна урожая, она указывает на баланс сил в природе и человеке (идея микрокосма), символизирует смену дня и ночи, а также извечно противоборствующие начала. Это руна времени, и ее начертание чрезвычайно точно повторяет ключевую мысль символа. Нетрудно заметить, что «яра» в уставном начертании очень похожа на даосский Инь-Ян.
В сущности, значение скандинавских рун не столько разнопланово, сколько образно, и в этом заключается главная особенность любого рунического алфавита. Об этом написано много хороших книг, в частности, можно привести работы К. Медуоз и С. Некрасовой. Однако нужно понимать, что скандинавские руны и их значение - это не та область, по которой можно написать хороший учебник. Существует масса медитативных практик (о них вы можете прочесть на нашем сайте), которые позволяют понять и осмыслить руны на личном опыте. Эти практики действенны, но подходить к ним нужно с четким пониманием того, зачем вам это нужно.
Толкование скандинавских рун и вопрос о происхождении утхарка
Скандинавские руны и их значение для современной мировой культуры велико, и, к счастью, нам удалось сохранить этот пласт северной традиции в почти неизмененном виде. Сегодня нам известны готские, англосаксонские, мароманнические, мэнские, исландские, далекарлийские, хельсингские, гренландские, а также собственно скандинавские руны. Речь идет не только о локализованных явлениях, руны развивались с течением времени и их начертание менялось. Традиционными считаются так называемые Старшие Руны, которые исследовал, в частности, Гвидо фон Лист и многие другие рунологи XIX-XX веков.
Это очень важный момент: скандинавские руны и их значение - не статичное явление, в разные временные периоды датчане, шведы, норги, германцы использовали разные утхарки. В тоже время все руны Северной Европы имели единый рунический праалфавит, включающий в себя 24 символа (сегодня принято считать, чтобы была еще 25-ая руна, Руна Одина (или Руна Судьбы), но фактического подтверждения этому нет). Однако происхождение рун до сих пор остается спорным вопросом. Есть теория о том, что скандинавские руны (толкование рунических знаков в рамках подобных теорий становится явно второстепенной задачей) происходят от койне (вариация греческого письма), и как самостоятельный алфавит появились примерно в VI веке до нашей эры. Другие исследователи полагают, что руны появились во II веке до н.э., и являются «выходцами» из латыни. Есть также достаточно неоднозначные гипотезы о том, что общегерманские руны произошли от неких (полумифических) северо- или южносемитских алфавитов. Разумеется, ни одна из этих теорий не нашла подтверждения.
Зато Старшая Эдда и многие эддические песни и саги Позднего Средневековья достаточно четко и подробно отвечают на вопрос: откуда, собственно, взялись скандинавские руны. Эддический миф гласит, что всеотец Один пронзил себя собственным копьем (Гунгниром), провисел девять дней и девять ночей на Мировом Древе, и, таким образом, открыл «тайну тайн». Несколько веток упали с дерева и образовали на земле замысловатую рубленую фигуру, в которой Один увидел 24 сакральных образа. Так родились скандинавские руны, великий дар богов людям Мидгарда. Один, конечно, «открыл» руны не просто так, он предварительно испил из Источника Мудрости великана Мимира, отдав в залог свой правый глаз. Достойная жертва, но, как говорит сам Один на страницах Старшей Эдды, взамен он получил богатство несоизмеримо большее.
Руны (run, runar, runa) - это сакральные символы, название которых восходит к древненемецкому и древнескандинавскому языку и означает в переводе «тайна» или «шептать». По легенде, сам великий бог Один жаждал познать и обрести их силу. Скандинавские руны сейчас известны как магический атрибут, способный предсказывать будущее. Но в первую очередь они были письменностью у древних скандинавов и других народов.
Рунический алфавит
Самые ранние достоверные источники свидетельствуют о том, что руны существовали уже во II веке нашей эры. Большое визуальное сходство позволяет говорить о родстве рунического и латинского алфавитов. Считается, что древние германцы позаимствовали у соседей письменные знаки, адаптировали их под свои нужды и активно использовали до Средневековья, после чего красивое, но не очень удобное руническое письмо было вытеснено своим старшим родственником. Дольше всего продержалось оно у норвежских и других скандинавских племен.
Памятники рунической письменности находят везде, где жили германские племена, а также на соседних территориях. Часто встречаются большие камни, покрытые письменами, посвященными погибшим и умершим друзьям и родственникам. Рунные надписи также нередко делались по случаю побед на войне. Находят и небольшие предметы, стрежни, украшения с текстами, упоминающими о менее важных событиях, например, с признаниями в любви.
Рунические знаки всегда угловатые, без скруглений, состоят преимущественно из вертикальных и наклонных линий, расположенных под острыми углами. Такое написание выбрано неслучайно . Руны высекались на твердых материалах, на которых непросто изобразить плавные изгибы, - камне, железе. Да и поперек древесных волокон чертить затруднительно.
Каждая руна передает какой-либо определенный звук, а также обозначает конкретное понятие.
Рунический алфавит правильнее называть футарком. Футарк - слово, образованное из первых букв названий первых шести рун.
Значение рун
Девять дней и девять ночей Один, верховный бог скандинавского пантеона, провисел на мировом древе без воды и пищи, пригвожденный собственным копьем. За эту жертву он был награжден. Таинственный шепот открыл ему силу двадцати четырех мистических знаков, которые Один сразу же начертал на древе кровью.
Эта легенда объясняет мистическое значение скандинавских рун, окутанных атмосферой тайны и обладающих невероятной энергетикой. Неудивительно, что к ним часто обращаются за помощью в гадании. Сами древние германцы использовали эти сакральные символы в магических ритуалах.
При гадании к двадцати четырем рунам классического футарка часто добавляют еще одну - пустую руну Одина. Символы бывают расположены как прямо, так и вверх ногами, толкование такого перевернутого положения может отличаться. Учитывая несколько рун, которые в любой позиции выглядят одинаково, получаем 42 возможных значения.
Толкование футарка
Полный алфавит состоит из двадцати четырех рунических символов, и их значения описывают представлявшуюся древним германцам картину мира - цикл Мирового колеса - рождение Бытия, установление его законов и различные формы его проявления и существования.
Знаки разделены на три группы - Атты или Эттиры, по восемь рун в каждом. Эти группы соответствуют трем Мирам - Верхнему, Нижнему и Среднему.
Рождение Бытия
Первый Атт посвящен Фрейру, богу плодородия, и очаровательной Фрейе. Он олицетворяет основы Мироздания и его символы. Здесь проявляется божественная мощь, силы творения, созидания и разрушения. Образы этого Атта - Корова Аудумбла, Прародители Йотунов, Асы и Асгард, Создание Солнца.
Руны, входящие в этот Эттир:
Атт Хагала
На этом уровне продолжается создание Миров, и устанавливаются их законы, появляется смерть и жизнь, Хель, Норны, хранительницы судеб, люди. На перекрестке миров заступает на вечную службу Хеймдалль.
В стремлении обрести желаемое, улучшить своё благосостояние, сделать жизнь комфортной или защититься от негатива люди прибегают к разнообразным талисманам. Особенно мощными считаются скандинавские обереги, по своему смыслу и сути близкие к славянским.
Скандинавские обереги: понятие, происхождение, назначение
Древние скандинавские племена с суровым характером, известные также как викинги, обитали в северной части Евразийского материка. На этой территории в наше время базируется несколько государств: Дания, Германия, Швеция, Норвегия.
Считалось, что талисманы викингов много столетий назад были признаны Богами Северного Пантеона.
История происхождения оберегов и рун викингов
Согласно древнему преданию, магический знак Шлем Ужаса был придуман двумя почитаемыми богами, отцом небесным Одином и его любимым сыном, громовержцем Тором. В нём используются как скандинавские, так и исландские мотивы.
Молотом, по легенде, пользовался Тор, потомок небесного отца Одина и правящей матери Ёрд. Молодой бог мог насылать гром и молнию, вёл борьбу против злых сил. По земле Тор путешествовал не на коне, а на бронзовой колеснице, которую вместо лошадей тянули козлы. Украшением для колесницы служили медные чайники, издававшие громкие звуки при движении. На его заступничество могли рассчитывать угнетённые, принадлежащие к низкому сословию люди. Переступив порог загробной жизни, их души попадали к богу в Чертог, который имел 40 комнат.
Зачастую Молот Тора изготавливают из серебра
Молот изготовили для Тора два карлика - Синди и Брокк. Инструмент обладал волшебными качествами:
- помогал хозяину перемещаться по воздуху;
- поражал врагов, как бумеранг;
- мог сделать благословенным брак;
- воскрешал животных;
- возвращал «мёртвой» земле плодородность.
Согласно легенде, действие Молота усиливалось вспомогательными предметами:
- перчатки Ярнгрипер, надетые владельцем, нагревали орудие;
- пояс многократно повышал силу удара.
В древности Молот устанавливали на кораблях викингов (драккарах), а также носили на шнурках как подвеску, крепили к щитам и рукоятям мечей. Считалось, что талисман помогал быстрее приплыть к берегу.
Применяя амулет Валькнут, вы получите знания и энергию трёх миров
Валькнут прославился благодаря Одину, верховному богу скандинавской мифологии. Легенда гласит, что небесный отец взобрался на Древо Иггдрасиль, где провисел 9 дней и столько же ночей (по количеству различных миров). Это помогло ему разобраться в себе, а также постигнуть истинный смысл Рун. Девять вершин переплетённых треугольников обозначают сроки познания: по одному на каждый мир.
Чёрное солнце было послано земным жителям Богами в качестве ценного подарка. Оно было призвано:
- помочь выжить в сложных условиях (неурожай, нападение чужаков и т. п.);
- одержать победу в схватках с врагом;
- защитить свою территорию;
- укрепить родовое древо, продолжить род.
В литературных источниках впервые описание и расшифровка Чёрного Солнца встречаются в «Тайной Доктрине» Е. Блаватской (1888 г.)
В славянской мифологии Чёрное Солнце указывает на взаимосвязь реальности с потусторонним миром (Навью). Считалось, что предки могут помочь в трудную минуту, дать ценный совет. Талисман мог подпитать жизненной энергией своего владельца, открыть знания, доступные только для избранных.
Руны относятся к одним из самых древних скандинавских символов (1–8 в н. э.). Также их использовали племена, проживавшие на территориях современной Германии. В переводе с древнегерманского наречия слово «руна» означает тайну.
По легенде, отцу небесному Одину поведал о рунах Творец. Чтобы не забыть их значение, Один запечатлел рунный алфавит на Древе мира. Платой за знания стало его левое око. От Одина информация была передана другим богам, а затем дошла до оракулов и провидцев.
Символы использовали для передачи ценной информации, а также в магических обрядах, помогали предсказывать будущее. Шаманы викингов считали руны священным алфавитом, при помощи которого можно общаться с Богами.
Виды скандинавских талисманов и рун
Обереги и руны, бывшие в ходу у древних скандинавских племён, способны помогать и современному человеку в сложных жизненных ситуациях. Важно помнить об их большой силе, правильно подбирать по виду и действию.
Популярные обереги древних скандинавов: особенности и значение
К числу самых мощных амулетов викингов, дошедших до нас через века, относятся:
- Шлем Ужаса;
- Молот Тора;
- Валькнут;
- Чёрное Солнце.
Узкоспециализированным значением обладают следующие виды амулетов:
- Волчий Крест (Крест Тора, украшенный головой волка) – защищает тех, кто подолгу находится в пути (моряков, путешественников, водителей и т. п.) Считается, что талисман помогает вернуться к родным пенатам невредимым.
- Трон Одина - даёт могущество и огромную власть, приносит финансовое благополучие.
- Колесо Солнца - дарит благополучие в семье, обеспечивает уют и достаток.
- Двойной Топор - знак победителя, властелина, вожака. Он указывает на взаимосвязь между небом и землёй, увеличивает физическую и духовную силу, дарит уверенность в победе.
- Ороборо (Змеиное Кольцо) - помогает найти лучшее решение проблемы, достичь намеченной цели. Магическая расшифровка этого амулета - взаимосвязь начала и конца.
- Глаз Одина - делает знания чёткими и ясными, помогает отсеять ненужную информацию, развивает у владельца провидческие способности.
- Трискелион (Трефот) - символизирует царство бытия. Образован тремя спиралями, указывающими на бесконечность. Он помогает во что бы то ни стало добиться цели.
- Древо жизни (Иггдрасиль) - обеспечивает владельцу духовное бессмертие. Считалось, что душа носящего такой амулет после смерти найдёт себе новое, удачное воплощение.
Нередко на оберегах можно встретить изображение бога лета и плодородия Фрейра. Считается, что он олицетворяет мужское начало, приносит лад в семью, помогает обзавестись сильным потомством, дарит удачу в делах.
Древние кельты (исландские племена) внесли свою лепту в создании скандинавских оберегов:
- Кельтский крест - помогает избавиться от любых заболеваний, придаёт энергию, защищает от любого негатива.
- Трискеле - способствует общению с природой. Подходит для лесничих, рыболовов, охотников, фермеров и всех, кто по роду деятельности связан с природными ресурсами.
- Узлы Луга - помогает познать и полюбить окружающий мир во всей его красе. Подходит представителям творческих профессий (художникам, поэтам).
- Трилистник - оберегает от дурного глаза, наведённой порчи и негативного магического воздействия, способствует процветанию.
- Радость - гонит прочь тоску, помогает избавиться от затяжной депрессии и ощутить все прелести жизни.
- Корень Духа - призван защитить не тело, а душу своего хозяина от любого зла.
- Щит - мощный защитный талисман, придаёт неуязвимость при нападении или порче.
- Сакс - призван оберегать жилище от любого магического воздействия. Он предотвращает стрессовые ситуации, помогает достичь гармонии в семейной жизни.
- Большой Кельтский Узел - помогает сохранить тесные взаимоотношения между людьми.
Свастика является универсальным знаком. Её расшифровка зависит от того, в какую сторону обращены расходящиеся в стороны лучи:
- вправо - символ мужского начала (Солнце, весна);
- влево - символ женского начала (Луна, осень).
Шлем Ужаса
Оригинальное название Шлема Ужаса - Агисхьяльм - довольно трудно выговорить современному человеку. Это амулет, обладающий большой силой, обычно сделан в виде подвески или кольца.
Человек, ставший обладателем Шлема Ужаса, становится на путь воина
Действие Шлема Ужаса двоякое:
- подавить, деморализовать врага;
- усилить превалирующие боевые качества хозяина (отвагу, смелость, решительность, сила духа).
Агисхьяльм (в другой транскрипции - Эгишъялм) носили воины и маги, свято верившие в победу. Талисман выступает эффективным инструментом для достижения цели. Он способен приводить соперников в состояние паники, а в отдельных случаях - жестоко уничтожить их.
В обычной жизни амулет помогает:
- разрешить спорные ситуации в свою пользу;
- «продавить» нужное решение, повлияв на окружающих людей;
- сохранить энергетический баланс хозяина, при необходимости - очистить ауру и придать сил.
Существует немало вариантов исполнения этого рунного става. Однако основа у них одинаковая - 8 альгизов (защитных копий, по виду похожих на рыбий скелет с трезубцем на конце), смыкающихся в одной точке. Количество кругов, обрамляющих альгизы, символизирует число защитных уровней. Дополнениями к альгизам могут выступать различные рунные знаки, принадлежащие к старшему Футарку:
- Турисаз (имя Тора на древнем наречии);
- Хагалаз.
Они усиливают действие оберега.
Руны Шлема Ужаса обладают жёстким действием. Поэтому владельцу оберега необходимо научиться контролировать свои эмоции, физическую и духовную силу. В противном случае можно навредить другим людям.
Молот Тора
Скандинавский оберег Молот Тора привлекает к себе внимание необычным внешним видом и огромной мощью. В одном варианте он напоминает грубо сделанный якорь, в другом - инструмент. Самыми мощными считаются модели, украшенные ликом бога Тора. Амулет также известен под другими названиями:
- Крест Джайна (или Солярный);
- Герметический Крест;
- Мьёльнир (Сокрушитель).
Оберег «Молот Тора», сделанный в форме якоря
Практическое значение Молота Тора таково:
- помощь в достижении поставленных целей;
- разрушение всевозможных преград и препятствий;
- управление временем;
- эффективная защита от порчи и сглаза, а также от любых болезней;
- предотвращение несчастья, отведение бед от владельца и близких ему людей;
- успешное разрешение споров;
- помощь в выявлении врагов.
Действие Молота многократно усиливается в сочетании с рунами Турисаз или Тейваз (справедливость). Часто использовали похожие на свастику Торсхамар и Хамасмарк. Считалось, что эти руны отмечены благословением самого Тора.
Амулет «Молот Тора», сделанный в форме инструмента
Считается, что Сокрушитель приносит удачу во всех начинаниях, указывает на высокий авторитет в обществе. Викинги с его помощью освящали церемонию бракосочетания или заключение важного договора.
Талисман могут носить все без исключения. Однако из-за преобладания мужского начала он станет полезным в первую очередь представителям сильного пола. Молот рекомендуется судьям, военным, политикам, спортсменам, выступающим в соревнованиях, спасателям, морякам.
Женщины, носящие Молот Тора, должны быть осторожны. Кипучая деятельность и большой запас жизненной энергии, подаренные амулетом, способны отпугнуть нерешительных и стеснительных поклонников.
Молот Тора также пригодится тем, кто стремится восстановить справедливость или обрести утерянное. Его можно дарить новорождённым, сам обряд передачи оберега имеет много общего с христианским крещением. Интересное свойство талисмана - придание целебных свойств обычной воде.
В Средние века изображение Солярного Креста использовалось как предупреждающий знак на границе земель. Он сообщал чужакам о том, что дурные помыслы и поступки в данных владениях будут покараны.
Семейные пары размещали амулет под кроватью. Считалось, что он поможет зачать крепкое и здоровое потомство, а также прогонит прочь дурные сновидения.
Подходящими материалами для Молота Тора считаются любые сплавы на основе серебра или меди. Руны рисуют исключительно красным цветом, поскольку они символизируют божественный огонь.
Молот Тора не сочетается с изображениями рептилий. Талисманы будут «соревноваться» между собой, а их защитное действие будет ослаблено.
Амулет «Валькнут»
Треугольник Одина, или Валькнут, обычно выполняют в виде подвески, медальона или кольца. Викинги наносили такое изображение на рукоять оружия или щит. Оберег известен также под другими названиями:
- Сердце Хрунгнира;
- Узел Павших.
Оберег «Валькнут» представляет собой три переплетенных треугольника, заключенные в круг
Переплетённые треугольники символизируют многомерность мироздания:
- Асгард (верхний, или мир Богов);
- Мидгард (средний, или настоящая реальность, мир живых людей);
- Хельгейм (нижний мир, или загробное царство).
Переплетение оберега Валькнут указывает на тесную взаимосвязь миров. В христианстве существует похожая трактовка - триединство Тела, Души и Духа, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Валькнут предназначался для воинов, а также использовался в магических ритуалах. Викинги верили, что талисман:
- помогал обрести бесстрашие в битвах;
- дарил твёрдость деснице.
Считалось, что носившие треугольник Одина находились под высшим покровительством Асов.
На окружность вокруг треугольников можно наносить рунные символы. Они усиливают действие оберега. Лучшим металлом для его изготовления считается серебро.
Чёрное Солнце
Малоизвестный скандинавский символ Чёрное (или Центральное) Солнце относится к солярным. Он был в большом почёте не только у северных народов, но и у славян. Талисман сделан в виде расходящихся во все стороны изломанных лучей, символизирует первоогонь, или центральную планету Галактики, вокруг которой вращаются остальные планеты и системы.
Практическое значение амулета заключается в эффективной защите от неблагоприятных факторов:
- магического воздействия (порчи, сглаза);
- травм и болезней.
Чёрное Солнце помогает найти правильное решение в сложной жизненной ситуации. Он рекомендуется всем руководителям, начальникам, бизнесменам, политическим деятелям.
Скандинавский оберег «Чёрное солнце» очищает душу
Талисман обладает и второстепенным значением:
- помогает развиваться духовно;
- при отречении от материального способствует познанию настоящего предназначения человека в жизни;
- устраняет неверные убеждения, помогает познать Истину.
Чёрное солнце, по рекомендации К. Гаусхофера, было символикой Третьего Рейха в нацистской Германии. Символ наносили на офицерскую форму, он украшал собой один из Вевельсбургских залов. По неподтвержденным данным, Гитлер пытался таким образом наладить связь с потусторонним миром, для чего даже приносил человеческие жертвы (узников концлагерей).
Отдельные специалисты видят в изображении Центрального Солнца руну Соулу. Она помогает достичь целей, сокрушает любые преграды, умножает силы, дарит могущество. У талисмана можно просить все, чего душа пожелает, и это обязательно исполнится в самые короткие сроки. Важно лишь помнить о цене: возможно, она окажется чересчур высока. Практикующие маги используют этот символ в крайнем случае, когда другие средства не дали положительного результата.
Руны скандинавов, используемые при создании оберегов, их расшифровка
Руны викингов (магические знаки) могут использоваться в самых различных целях. Основными их задачами являются:
- оберегание дома от непрошеного вторжения (грабителей, захватчиков);
- помощь в деловых начинаниях;
- избавление от болезней, продление жизни;
- предотвращение любых опасностей в поездках и путешествиях;
- обеспечение материального благополучия.
Скандинавские руны, нанесенные на оберег, усиливают его действие во много раз
Изображение одной или нескольких рун можно переносить на ювелирные изделия, оружие и одежду.
Выделяют два основных метода изображения рун:
- руническая вязь - сочетание 4-х символов, образующих единый сложный рисунок;
- рунескрипт - нанесение магических символов в нужном порядке, справа налево.
Рунокод должен находиться на «своём» месте. Оберег для жилища размещают в комнате, где чаще всего собираются все члены семьи, амулет для путешествий - в машине.
Основной рунный алфавит (Футарк) насчитывает 24 символа. В некоторых трактовках встречается дополнительный, двадцать пятый знак пустоты (по подобию пробела), обозначающий в магии «чистую судьбу». Он был добавлен исландцами в период Средневековья.
Каждая из рун имеет своё значение. Не изучив его до конца, можно изготовить амулет, несущий разрушение и вред. В зависимости от преобладающих качеств руны делят на защитные и активаторы.
Защитные руны
- Альгиз (руна дружбы) - охраняет от колдовства.
- Дагаз - служит эффективным оберегом для жилища.
- Отал (руна порядка) - способствует решению вопросов с недвижимостью и другим имуществом.
- Уруз (руна личной защиты) - отражает негативную энергию, помогает сохранить физическое и психическое здоровье, незаменима для впечатлительных, эмоциональных людей.
- Райдо - пригодится в путешествиях.
- Феху - символизирует финансовое благополучие и плодородие, приумножает капиталы.
Активаторы
Руны-активаторы обладают узким действием, они направлены на решение одного или нескольких взаимосвязанных вопросов:
- Беркана (руна матери) - помогает женщинам, укрепляет семью, помогает продлить род и обзавестись потомством;
- Тейваз - лишает страха, придаёт мужество, помогает достичь желаемого;
- Вуньо (руна радости) - обеспечивает исполнение желаний, притягивает к своему обладателю удачу и успех;
- Лагуз - обостряет интуицию, помогает создать крепкую и счастливую семью;
- Наутиз - прибавляет жизненную силу, увеличивает выносливость, помогает отыскать свою вторую половинку.
Выбирать руны можно подсознательно. Если знак «позитивный», но по каким-либо причинам его внешний вид настораживает или отталкивает, от использования руны лучше отказаться.
Если на рунном обереге появились трещины, сколы, либо он был утерян - значит, он выполнил свою задачу.
Татуировки викингов: смысл символов и их значение
Татуировка среди древних скандинавов выполняла такую же роль, как у других народов. Она выступала знаком отличия, «визиткой», по которой легко определялись:
- принадлежность её владельца к сословию, касте, классу, племени, роду;
- род занятий (моряк, воин, ремесленник и др.);
- божественный покровитель.
Тату викингов не только красиво выглядят, но и защищают носителя от всего дурного
Сюжетные линии тату могут быть самыми разнообразными. Все они основаны на древних легендах и сказаниях. Символика делится на несколько групп:
- божественная тематика (изображения Богов);
- рунические темы (изображения руноскрипта или вязи);
- флора и фауна (животные, растения);
- орнамент со скрытым смыслом.
Каждый символ обладает двойственным смыслом. Например, волк - знак благородства, большой силы, но также он указывает на конец света. Поэтому перед выбором рисунка и набивкой тату следует тщательно изучить его расшифровку.
Самыми популярными считаются такие виды татуировок:
- образ (лицо) Одина, покровителя торговли, морского и воинского дела;
- образ Фригг (супруги Одина), дарящей любовь, помогающей создать и сохранить семью, богини плодородия;
- волк, символизирующий мудрость и физическую силу;
- рунический компас - помогает стать на правильный путь в жизни;
- шлем ужаса - защищает и оберегает от недругов;
- Триада (один из символов Одина) - обозначает единство тела, души и духа;
- Слейпнир (жеребец Одина, имеющий 8 ног вместо 4) или пара воронов - наделяют своего обладателя мудростью.
Вместо орнамента можно сделать татуировку в виде руны. Следует помнить, что «негативные» (разрушительные) руны могут изменить жизнь к худшему, спровоцировать агрессию и т. д.
Существует несколько рун, обеспечивающих гарантированный успех и улучшение дел:
- Ур - меняет жизнь в лучшую сторону, укрепляет здоровье;
- Ладжу - развивает подсознание, придаёт силы;
- Мэн - развивает интеллект, помогает снискать благосклонность у окружающих;
- Кэн - улучшает самочувствие, укрепляет дружбу и любовные отношения;
- Джера - способствует исполнению желаний;
- Хорн - оберегает от недругов, помогает обрести любовь, способствует успеху.
Рунические тату обладают огромной энергией, поэтому недооценивать их значение не стоит.
Активация скандинавских амулетов
Для активации талисманов древней Скандинавии потребуется провести несложный обряд. Так амулеты приобретут максимальную силу.
Рунологи рекомендуют обратить внимание на несколько факторов, в частности, для кого сделан талисман (мужской, женский, для всей семьи). Оптимальное время активации мужского оберега - это среда, четверг или суббота, при дневном свете; покровительства можно просить у Одина или Тора. Семейные обереги активируют во вторник или среду, в ночное время, прося заступничества у Браги.
Для активации скандинавского амулета привлекаются силы четырёх стихий, поэтому необходимо заранее запастись:
- крупной каменной солью (символ Земли);
- восковой свечой (желательно жёлтой или белой), символом Огня;
- проточной (родниковой) водой;
- ароматической палочкой (символом Воздуха).
Запасы раскладывают на импровизированном алтаре (можно использовать стол в доме или камень во дворе), оберег помещают в центре. Поджигают спичками свечу и благовония, призывая по очереди каждую из стихий. Талисману адресуют такие слова:
«Я заклинаю, именем Одина, силою Рун, речами Высокого».
После этого чётко проговаривают вслух основные качества, которыми должен обладать оберег. Затем его держат по 1–2 минуты над каждым из символов стихий, в конце возвращают в центр и ждут, пока догорит пламя свечи.
Есть более простые способы активации оберегов викингов. Например, над Молотом Тора можно помедитировать, визуально «нарисовав» перед собой желаемое, а затем резким выдохом «передать» свои мысли амулету.
Скандинавские обереги, руны и тату обладают сильнейшим действием. Их смысл может быть различным. Позитивные символы улучшают жизнь своего владельца и членов его семьи, способствуют процветанию и продолжению рода, защищают от негативного воздействия и злых сил. «Разрушительные» провоцируют агрессию, развивают отрицательные черты характера.