Умер игумен Вениамин (Новик). Последние дни Старец вениамин
В середине дня Михаила вызвал к себе Максим Петрович.
Мы пойдем к одному интересному батюшке. Он живет в вашем районе. Ты будешь представителем отделения милиции, покажешь свое удостоверение, а я - помощником. Твоя задача: получить характеристику Марии Туликовой от отца Вениамина. Он должен знать только то, что Туликова несколько дней не является домой.
Почему-то Максим Петрович не взял машину, и они шли пешком по жаре и молчали. Только когда они свернули с центральной улицы на тихую, где было мало прохожих, Максим Петрович улыбнулся и заговорил:
Могу сообщить тебе, Миша, интересные подробности отстранения от церкви отца Вениамина. На рождество Христово собралось к причастию много народа. Ну и вот, некоторые недисциплинированные прихожане не захотели стоять в очереди, полезли к батюшке напролом. Начался, конечно, как говорят святые отцы, ропот и недовольство. Отец Вениамин, кстати сказать, немалый шутник, - и то в этот торжественный момент стал уговаривать свою паству, просил остепениться, соблюсти порядок, но его никто не хотел слушать. Тогда он плюнул на формальности, пренебрег торжественностью обстановки, взял чашу с вином, предназначенным для причастия, в обе руки, и все вино выпил сам. Когда он глотал, остолбеневшие прихожане молча наблюдали за ним, не в силах произнести ни слова. В довершение всего, отец Вениамин, вытерев губы, объявил пастве, что принял причастие за всех. В церкви поднялся невообразимый гвалт. Можешь себе представить, как отбивался батюшка - крестом ли, чашей ли… - Максим Петрович достал папиросу и на ходу закурил. - Конечно, после такого случая начальство не разрешило отцу Вениамину служить обедни, он был отчислен от церкви, правда, не отлучен. Видно, его проступок не принадлежал к такой категории, когда работника подвергают суровой каре. И все же службы отец Вениамин лишился. Но и это не обескуражило сообразительного человека: он стал принимать богомольных граждан на дому, как врач. К нему ходила и Мария Туликова. Человек он молодой, недавно окончил духовную семинарию, человек мыслящий, прекрасный оратор, в общем, способен задеть за душу. Вот и идут к нему домой религиозные люди, как в церковь. Внешностью он обладает прекрасной, и я подозреваю, что многие девушки ходят к нему не только из-за религиозных чувств.
Максим Петрович тихо засмеялся.
Говорят, грешков за ним числится немало, - шутливо продолжал Максим Петрович, - и ребенок будто есть, но алиментов он не платит. Ведь нельзя женщине сознаться, что она намолила ребенка!
Святые чудеса! - засмеялся и Михаил.
Что же поделаешь: любовь не подвластна богу, - сказал Максим Петрович и вздохнул:- Эх, жаль, нет у нас своего советского Боккаччо. Один его рассказ заменил бы десятки антирелигиозных скучных лекций.
Отец Вениамин жил на тихой улице, занимал комнату в небольшом кирпичном доме с садиком. Массивные деревянные ворота, покрашенные охрой; узкая калитка, закрывавшаяся внутренним замком. В воображении Михаила попы рисовались всегда благообразными, с длинными бородами, а их встретил молодой человек с красиво изогнутыми черными бровями и умными, несколько пронзительными серыми глазами. Матовый цвет лица, пухлые красные губы, волнистые каштановые волосы - все в этом батюшке было скорее поэтическое, чем божественное. Одет он был в полосатую пижаму. Михаил удивленно посмотрел на Максима Петровича и представился. Приход работников милиции никак не отразился на добродушном настроении хозяина, он повел гостей в дом, сказав приятным баритоном:
Прошу, товарищи, заходите.
Убранство комнаты, в которую привел работников милиции гостеприимный хозяин, было простым: кровать, стол, застеленный клеенкой, комод и несколько стульев. В углу, у потолка, большая икона, обрамленная искусственными цветами. Икона была старая, и на ее коричнево-темном фоне рисунок был еле заметен.
Михаил, как только все трое сели за стол, без промедления задал вопрос о Марии Туликовой. Отец Вениамин выслушал его со вниманием, сложив руки на столе, и, немного подумав, глядя на свои длинные белые пальцы, сказал:
О побеге или каком-то другом несчастье, постигшем девушку Марию, я слышал и душевно скорблю. Девушка, насколько я ее знаю, была тихая и глубоко верующая. Да, она ко мне приходила… - отец Вениамин взглянул на Михаила внимательно, помолчал и продолжал:- Я понимаю, вы пришли ко мне потому, что надеетесь получить какие-то сведения. Согласен, мы много знаем, ибо мы исповедуем. Но заранее скажу: исповеди Марии не давали никакого повода к подозрениям, ее поведение было безупречно. Я вам только расскажу об одном обстоятельстве, которое больше касается меня лично, но, может быть, оно в какой-то степени поможет вам напасть на след Марии. Дело вот в чем. Несколько месяцев назад, во время отпевания усопшего, на кладбище ко мне подошел молодой еще в сущности человек, но с трясущимися руками и блуждающим взглядом. Он просил подаяния. Я дал ему пять рублей. После этого он стал подходить ко мне почти каждый день - на кладбище, у церкви или даже на улице. Я не отказывал, жалея больного человека, иногда отдавал все, что у меня было в кармане. Однажды я заметил, что с ним ходят два совершенно здоровых субъекта, а через несколько дней миряне мне сообщили, что мой подопечный парень совершенно здоров, только искусно притворяется. Естественно, в следующую нашу встречу я отказал в подаянии и посоветовал молодому человеку пойти работать на завод. Он не удивился моему отказу, но подошел ближе и шепотом с угрозой сказал: «Не будешь давать, на себя пеняй». И отошел. Его слова я запомнил точно. На следующий день он опять попытался выпросить у меня денег. Я отказал и на сей раз. Прошла неделя или, может быть, немного больше, и ко мне поздним вечером явилась девушка Мария Туликова. Она была взволнована, часто дышала от быстрой ходьбы или какого-то потрясения. Я ввел ее вот в эту же комнату, в которой мы сидим. Через минуту она овладела собой и сказала, что меня собираются убить парни, которые выпрашивали деньги.
Как она об этом узнала? - спросил Михаил.
Мария допоздна задержалась на могиле своей сестры. Начало уже смеркаться, когда она услышала позади себя за кустами разговор тех молодых людей, которые приставали ко мне. Они, якобы, договорились ограбить или даже убить меня. Мария не сумела притаиться, парни заметили девушку, подошли к ней и пригрозили убить и ее, если она предупредит меня. Но Мария не испугалась, прибежала ко мне и все рассказала. Теперь, как вы понимаете, опасность нависла и над ней, и надо мной. - Отец Вениамин сжал крепче пальцы рук, глянул на Максима Петровича рассеянно, видно, он вновь переживал все, что испытал в тот злополучный вечер, - Со всеми предосторожностями я тогда проводил Марию домой и, надо сказать откровенно, всю ночь после не спал, - добавил он.
И еще были угрозы? спросил Михаил.
Нет, не слыхал. Но я, как вы понимаете, стал осторожен.
Давно у вас была Мария в последний раз? - вмешался в разговор Максим Петрович.
Это было дней десять назад. И, пожалуй она теперь не придет, в этих посещениях отпала надобность, - Отец Вениамин помрачнел, сузил глаза. Максим Петрович и Михаил насторожились - Последний разговор у нас произошел несколько необычный, он, я бы сказал, не имел отношения к проповеди, касался моих сокровенных взглядов. Видите ли, дорогие товарищи, дело в чем… Я решил совсем отойти от церкви, порвать с ней. Причину я вам объяснять не буду, это очень длинная и сложная история, так сказать, эволюция моих взглядов на жизнь, на события, происходящие в нашем мире. Вот об этом я и сказал Марии, чем, надо признаться, привел ее в полное замешательство. Она, видно, перепугалась, ушла в слезах. Я не старался разъяснить ей причину моего отступничества, она бы все равно меня не поняла, сказал ей лишь, что религиозные люди, хотя и надеются на бога, по не отрекаются от благ жизни, сами устраивают свою жизнь на земле - и довольно упорно, не слишком уповая на потустороннее счастье. Поэтому, я полагаю, она больше ко мне не придет.
За последнее время многие священнослужители, разуверившись в нравственных устоях церкви и необходимости ее для советских граждан, порывали с церковью, поэтому Михаил и Максим Петрович восприняли сообщение отца Вениамина как должное. В газетах изредка появлялись статьи бывших служителей церкви, вызывая переполох среди верующих.
Отцу Вениамину это серьезное решение, видимо, далось не легко, как всякому человеку с недюжинной натурой, и сейчас он с тоской, со страдальческим выражением лица смотрел в окно.
Вы извините нас, мы нечаянно затронули ваше больное место, - дружески заговорил Максим Петрович. - Но я уверен, что вы найдете лучшее применение вашим способностям.
Каким? - живо обернулся отец Вениамин и внимательно, с глубоким интересом, даже изучающе, оглядел Максима Петровича.
Вы начитаны, у вас широкий диапазон знаний, ваша логика неотразима.
Откуда вы знаете?
Я дважды слушал ваши проповеди.
Максим Петрович засмеялся.
Не беспокойтесь, после ваших проповедей верующим я не стал. Я просто люблю слушать умных людей.
Глаза отца Вениамина потеплели, и он чуть заметно, одними губами улыбнулся.
Благодарю за комплимент. Чем еще могу быть полезен?
У меня к вам еще один вопрос, - сказал Максим Петрович. Он помолчал, словно не решаясь задать этот вопрос. Потом прямо взглянул на отца Вениамина. - Скажите, не приходилось ли служителям церкви давать верующим перепечатывать или переписывать молитвы или другие религиозные тексты?
Отец Вениамин нахмурился, сжал кулаки. Михаил с удивлением взглянул на Максима Петровича: как мог майор решиться на такой откровенный разговор? Хотя хозяин не проявил ни малейшего беспокойства, Михаил был уверен, что он догадался, кто сидит в его комнате.
По-прежнему спокойно отец Вениамин сказал:- Я и мои бывшие коллеги, насколько мне известно, не нуждались в перепечатке или переписывании литературы. Видимо, вы имеете ввиду распространяемые кем-то корреспонденции, вольно трактующие библию. Приходилось видеть подобные письма, верующие показывали их мне, и, кстати сказать, задавали весьма каверзные вопросы. Вам небезынтересно знать мое мнение? Пожалуйста. Я расцениваю эти корреспонденции как подстрекательские, сочиненные врагами моей родины. Прошу не сомневаться в искренности моих слов, дороже родины нет для меня ничего на свете… - отец Вениамин вытер лицо и, будто от прикосновения платка, на его лбу резче обозначились поперечные морщины.
Он опять отвернулся к Окну, за которым шелестели листья сирени.
Мы очень хорошо понимаем друг друга, - заговорил Максим Петрович, и голос его стал тверже и требовательней. - Поэтому я не буду объяснять причину моей следующей просьбы. Может быть, вы скажете, у кого видели эти корреспонденции?
Разглядывая ветки сирени, отец Вениамин минуту хранил молчание. Михаил боялся шевельнуться, теряясь в догадках, - о чем думает этот человек сейчас: о чести, предательстве, любви к родине? В этот момент отец Вениамин был поистине красив: в профиль лицо его было особенно энергичным, крутой выдающийся вперед подбородок подчеркивал его твердый характер, длинные каштановые волосы мягкими волнами спадали на плечи, и в устремленном в окно взгляде таилось упорство человека, решающего сложную задачу. Михаил откровенно любовался им, думая: «Да, такой человек может увлечь за собой людей. Но каким же образом он пошел по зыбкой тропинке религиозных воззрений? Что его могло прельстить? Монументальность фантазии? Пожалуй. Но он не мог долго жить, веруя в ничто, его деятельная натура требовала дел реальных, ему хотелось видеть плоды своего труда, окунуться в гущу земной, чувственно осязаемой жизни.
Ну что ж, - словно выдохнул отец Вениамин, не шевелясь. - Коли пришло решение, есть необходимость делать крутой поворот, - и он назвал три фамилии: двух женщин и одного мужчину, описал их приметы, указал место работы, все так же продолжая смотреть в окно и не двигаясь.
Максим Петрович записал полученные сведения, спокойно положил блокнот в карман и сказал:
Благодарю. Я уверен, что вы понимаете важность дела и что наш разговор должен остаться между нами.
Ия уверен в том, что вы разберетесь в людях, - отец Вениамин повернулся и оглядел Максима Петровича и Михаила требовательными, суровыми глазами. - Заблудившиеся не могут нести наказание, им надо открыть истину, указать правильную дорогу. Источника злоумышления я не знаю, но определенно он не в нашем приходе. Я думаю, что у нас с вами одно желание: вскрыть гнойник, не потревожив здоровые ткани.
Максим Петрович поднялся и энергично потряс руку хозяина.
Я не буду больше говорить вам комплиментов, думаю, теперь они не нужны. Скажу только: наши желания в данном случае полностью совпадают, и я приобрел сегодня весьма приятного знакомого.
А отойдя от дома отца Вениамина на полквартала, Максим Петрович улыбнулся и сказал Михаилу:
Умный мужик. Интересно бы знать, какая сила завихрила его в сторону он нашего пути. А то, что он выбрался на правильную дорогу, меня не удивляет.
- 26.
Строгий аскет, творец молитвы Иисусовой, он стяжал от Бога необыкновенный мир души. Никто так не умеет утешить и уврачевать скорби душевные, как благостный старец Вениамин. Немало ныне скорбей на Афоне, и любят иноки сходить отвести душу на пустыньку доброго батюшки отца Вениамина.
Схимонах Вениамин (в миру Василий Антонович Малышев) родился в 1865 году в крестьянской семье из Орловского уезда Вятской губернии. В 1884 году 19-летний Василий поехал в Иерусалим и на Афон для поклонения христианским святыням. Прибыв на Афон и увидев там высокий образ монашеского жития, он решил остаться здесь навсегда и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона.
12 апреля 1886 года он был пострижен в рясофор с именем Вениамин. Послушание проходил в трапезной, на кунаке в Карее. 23 апреля 1887 года вышел из обители в Россию и поступил в Тихоновскую пустынь, но в 1890 году вернулся на Афон и поселился в отшельнической хижине на Калиагре (местность въ центральной части Афона - Ред.), где в полном затворе провел более 40 лет, здесь же он был пострижен в схиму с тем же именем.
Отец Флегонт (Лебедев) в своих дневниках называет его «знаменитым калиагрским отшельником». А иеромонах Серафим из Владимировки пишет о нем так: «Отец Вениамин уже сорок лет жительствует на Святой Горе. Строгий аскет, творец молитвы Иисусовой, он стяжал от Бога необыкновенный мир души. Никто так не умеет утешить и уврачевать скорби душевные, как благостный старец Вениамин. Немало ныне скорбей на Афоне, и любят иноки сходить отвести душу на пустыньку доброго батюшки отца Вениамина.
Схимонах Вениамин (Малышев)
Отец Вениамин более светлого взгляда на будущее России. Он все же надеется, что Господь „Не до конца прогневается, ниже во век враждует“ (Пс. 102). А коли не спасется Россия, то весь мир погибнет, и будет кончина света, ибо передать наследие „Царствия“ некому, - четвертому Риму не бывать!»
«Миссия новой России - принести истинную, христианскую духовность в мир. Она не силой оружия и дипломатических ухищрений будет добиваться распространения своего духовного и культурного влияния на мир, а любовью, святостью и изысканностью будет „завоевывать“ сердца всех людей мира. Нет народа на Земле, имевшего более глубокую и тонкую душу, чем русский, но наша исключительная духовность - это не русская заслуга, а благословение Бога, а значит, и великая ответственность перед Богом и всем миром. Да, мы потеряли империю, но возрожденная Россия создаст новую империю христианской любви. Из ее недр выйдет та позитивная и творческая духовная энергия, которая на основе учения Христа полностью преобразует будущую человеческую цивилизацию».
Духовными чадами отца Вениамина были многие подвижники Афона. Среди них настоятель Ильинского скита отец Иоанн (Гетманенко), духовник Руссика отец Агафодор (Буданов) и многие другие. Он был одним из главных противников имябожнического учения, но выступал против открытого противостояния афонцев друг против друга, а своих чад призывал не вступать в богословские рассуждения с имяславцами и не противопоставлять себя заблудшим, поэтому все его ученики избежали соблазна участия в спорах на эту тему.
С 28 сентября 1932 года уже тяжело больной отец Вениамин жил в больнице Руссика. Отец Софроний (Сахаров) об этом сообщает следующее: «Незадолго перед своей кончиной отец Вениамин из пустыни приехал в монастырь святого Пантелеимона. Он заболел водянкой и слег в больницу. Вскоре после своего приезда отец Вениамин был у отца Силуана, и они имели большую, продолжительную и очень важную беседу.
На другой день нам пришлось посетить его в больнице. Он весь был под впечатлением беседы с отцом Силуаном и много раз с нескрываемым чувством удивления и благодарности повторял: „Какого друга дал мне Господь!.. Вы знаете, как он все раскрыл во мне. Потом дал мне три указания. Несколько раз повторил их, чтобы я не забыл, и в заключение добавил строго, как бы большой гвоздь вбил: „Если не сделаешь так, как говорю, то не спасешься““.
По всему было видно, что эта встреча с отцом Силуаном для отца Вениамина была большим откровением. Мы провели у отца Вениамина около часа, все это время он был очень сосредоточен и ни о чем другом не мог ни думать, ни говорить и много раз повторял: „Какого друга дал мне Господь!“ Так, только под конец своей жизни он узнал, кто был Силуан. Прежде он относился к нему хотя и очень дружественно, однако несколько снисходительно, как к хорошему монаху, но все же младшему».
Мощи схимонаха Вениамина (Малышева)
Преставился отец Вениамин 2 (15) марта 1933 года в больнице Руссика и был похоронен на братском кладбище.
Публикуется по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков".
Серия "Русский Афон XIX-XX вв." Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012
Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ().
Смотри также:
Мы вошли в его хатку. Все было предельно бедно и убого. Ложе - почти голые доски. Но и у него моленная, иконки... Сам отец Нил имел вид несколько изумленный - точно казалось ему странным, почему это и
Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд
Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил
Первые 15 лет он не имел ни келейника, ни послушника. После, по настоянию старцев обители, он согласился иметь одного келейника, но кандидаты на это послушание не выдерживали его строгой жизни. Они не
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Сегодня утром после тяжелой продолжительной болезни в Санкт-Петербурге умер игумен Вениамин (Новик) – выдающийся церковный публицист и правозащитник. Отец Вениамин перенес операцию на головном мозге.
В 90-е годы стоял у истоков создания Христианско-демократической партии России. В последние годы находился за штатом, занимался публицистической и преподавательской деятельностью.
Некролог игумену Вениамину (Новику) Свято-Филаретовской школы
14 сентября в 6.30 утра в реанимации Елизаветинской больницы г. Санкт-Петербурга скончался бывший преподаватель и инспектор СПбДА, кандидат богословия, игумен Вениамин (Новик). В конце августа он перенес операцию в связи с абсцессом лобных долей головного мозга. С субботы не приходил в сознание.
* * *
После тяжелой болезни на 64-м году жизни отошел ко Господу игумен Вениамин (в миру – Валерий Новик). Он был одним из тех, кто пришел к Богу и в церковь на волне обращений в христианство интеллигенции 70-х годов. Об этом процессе прот. Виталий Боровой говорил, как о чуде: «Мы их не призывали, но они пришли». Многие из таких людей при этом стали не только прихожанами (и, тем более, не «захожанами») православных храмов, но и вдохновенными делателями на церковной ниве. Алеша Карамазов у Достоевского говорит себе: «Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, вместо “идти за Мной” ходить лишь к обедне».
Валерий Новик, имея за плечами ленинградский «политех» и опыт работы инженером в области систем управления производством, поступил в духовную семинарию, затем – в академию, защитив по ее окончании кандидатскую диссертацию. А главное – он принял монашество, окончательно определив тем самым свою жизнь как иную по отношению к предшествующей. Карьеры, нередкой для «ученого монаха» (иеромонах – игумен – архимандрит – епископ), он не сделал, прежде всего, потому, что ее не хотел. Став игуменом и, по послушанию, инспектором духовной академии, он чрезвычайно тяготился новой должностью, пока, наконец, не покинул ее по личному прошению. У знавших его студентов сохранились о нем, как инспекторе и преподавателе основного богословия, самые лучшие воспоминания («чистый, живущий не ветхозаветными нормами, а благодатью умершего и воскресшего Спасителя … истинный христианин с превосходным богословским образованием»). Но в 1997 году он, уже не по своей воле, полностью лишился официального положения в церкви и фактически потерял возможность священнослужения - всего лишь за то, что подписал направленный в Государственную Думу РФ протест против некоторых положений нового закона о свободе совести. После этого он занимался политической и правозащитной деятельностью, участвуя в работе Христианско-демократической партии, а в основном трудился как лектор и публицист. Зла на тех, кто выставил его из внешней церковной ограды, он не держал, хотя горечь и боль от этого изгнания чувствовалась в нем в течение долгого времени. Многие помнят его острые, иногда – резкие и страстные, но всегда искренние и живые выступления, статьи, книги. В них затрагивались и общественные, и церковные проблемы, но никогда это не было словом постороннего, не болеющего за церковь человека.
Игумен Вениамин дружески, с сочувственным вниманием относился к деятельности нашего института, участвовал в нескольких его конференциях. В 2006 г. на нашей конференции “Свобода – дар Духа и призвание в церкви и обществе” он сделал доклад на тему “Н.А. Бердяев: Последний апостол свободы”. Вот выдержка из обсуждения этого доклада:
«Вопрос: Нужна ли церкви и обществу бердяевская свобода? Прокомментируйте, пожалуйста, Ваше высказывание о том, что стать самим собой в современных условиях чревато гибелью в течение 30 минут.
Игумен Вениамин: Во-первых, мне не нравится выражение “бердяевская свобода”. Никакой своей, “бердяевской” свободы он не придумывал и не изобретал. Скорее, Бердяев открывал и проговаривал то, что не проговаривали другие. Он просто дальше продвинулся в философском дискурсе, а точнее говоря, в философском видении.
Теперь второй вопрос. … Однажды Бердяев остановил кровопролитие, рискуя своей жизнью. И таких случаев было довольно много. … Свобода всегда связана с риском, хотя современное общество, с его конформистской, консюмеристской культурой, категорию риска как бы устраняет. Мы сегодня хотим, ничем не рискуя, со страховкой в кармане, получить заранее прогнозируемый результат. Но если мы говорим о свободе, то без риска не обойтись, в том числе риска погибнуть – здесь, на земле. Христос, например, предрекал гонения своим ученикам-апостолам. Все они погибли в телесном смысле. Стать самим собой с христианской точки зрения означает стать христианином».
Мир праху твоему, дорогой отец Вениамин!
Молимся, чтобы Господь принял его в Свое Царство. Вечная ему память!
Информационная служба СФИ
Насколько было известно, батюшка хотя и болел не раз, но сравнительно мало и редко. В нужных случаях обращался к врачам. Апостол Павел своему ученику Тимофею и то давал в болезни совет: ради стомаха и частых твоих недугов пей мало вина с водою… Но не всегда отец Иоанн слушался предписаний врачей. Например, однажды доктора предписали ему в посту есть мясо: иначе грозят плохие последствия. Он отказывался. Доктора настаивали. Тогда батюшка заявил, что спросит телеграфом благословения матери. Эта духовная орлица ответила телеграммой: «Лучше умереть, а постов не нарушить!» Конечно, отец Иоанн беспрекословно послушался мать. Я думаю, что такой повелительный приказ могла дать одна из тысячи, а может быть, из миллионов матерей! И неудивительно, что от неё родился человек подобной силы духа. История великих святых свидетельствует нам, что у них были и великие матери: святые Василий, Григорий, Златоуст, Августин родились от славных матерей, преподобный Сергий Радонежский, святой Тихон Задонский, святой Серафим Саровский воспитаны были сильными и святыми по духу матерями. Филарет Московский, Феофан Затворник родились от благочестивых родителей. И вообще если мы просмотрим все Четьи-Минеи (я этим однажды занимался), то увидим, что или оба родителя святых были богоугодны, или кто-либо один из них, большей частью – мать, а иногда бабушка. И лишь в очень исключительных случаях святые дети имели дурных родителей; для Бога всё возможно!
Недаром сказано в Слове Божием, что за благочестие родителей Господь благословляет их потомков до двадцатого рода! А наказывает за грехи их – до третьего и четвёртого колена (Исх. 20).
Но меня всегда удивляло в отце Иоанне другое: поразительная сила в несении невероятных трудов по пастырству. Ведь только подумать: с трёх часов утра и до одиннадцати-двенадцати ночи он был занят. Занят с людьми. Мы сами, по своему опыту, знаем, как нелегко переносить людей вообще. Человек – существо тяжёлое! Ибо греховное, изломанное, испорченное. Если уж Сам Господь однажды воскликнул: «… доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» – то тем более трудно нам. И мы любим хоть на некоторое время уединиться от людей, «отдохнуть» от них. Поэтому строят отдельные дома, отдельные комнаты, затворяют двери; работают в конторах, а спешат уехать домой, да и дома просят ещё «не беспокоить» их.
А отец Иоанн не имел ни уединения, ни отдыха чуть не круглые сутки! Да и с кем бывал? С больными, с несчастными, со страдающими… Это особенно трудно.
В Париже мне пришлось посещать иногда дома для сумасшедших, вмещавшие до пяти тысяч больных. В одном из них главный доктор, верующий католик, сказал мне в кабинете
– Прошу вас: молитесь обо мне! С этими несчастными, мне кажется, я и сам начинаю сходить с ума!
Подумать лишь, какого напряжения вообще, и в особенности – молитвы, требовали люди от отца Иоанна: ведь почти все ждали чуда! Легко сказать! И в Евангелии сказано, что после исцеления кровоточивой Христос почувствовал «силу, исшедшую» из Него». Вероятно, и в других чудотворцах происходит нечто подобное. Какая же нужна была громадная сила, чтобы переносить всё это каждый день, месяцы, годы, почти до восьмидесяти лет! Вот что поражает больше всего в отце Иоанне.
Но Божественная благодать поддерживала его в таком беспрерывном подвиге. Служение ежедневных Литургий, непрестанная сердечная молитва, призывание Божией силы во время молебнов – это укрепляло и, вероятно, обновляло его природную силу.
Кроме того, думаю, радовало его и то, что он постоянно пребывал в среде верующих, то есть среди лучших людей!
Зато какую же борьбу вёл против него «ангел сатанин»! В Дневнике он постоянно пишет об этом! И неудивительно, что батюшка по временам уезжал на отдых: то на родину, то к друзьям… Даже и апостолы после проповеди нуждались в этом, и Сам Христос отводил их в уединённое от народа место.
Да и самая молитва его требовала огромной траты сил. Нам, обычным людям, служить легко; но так молиться, как он молился, – нужна сила! Или говорить проповеди: мы ровненько объясняем слушателям, точно урок в классе, а у него всякое слово горело. Однажды в Сербии старый и разумный богомолец спросил меня (по-сербски):
– Отче владыко! Что это значит? Один скажет «Бог», и «нема ништа» (нет ничего); а другой скажет тоже «Бог», и «огонь запалисе» (огонь загорится)?
Вот и у отца Иоанна всё всегда было с «огнём». И именно от этого были сильны и его молитвы, и действенны проповеди. Последние по содержанию своему и с ораторской точки зрения не представляли ничего чрезвычайного. Будучи преподавателем в Санкт-Петербургской академии, я однажды задал для доклада курсу тему: определить по проповеди проповедника. А автора я скрывал, конечно. На этот раз три докладчика дали, по проповеди, такой отзыв:
Другой сказал:
– Обыкновенный проповедник. Обыкновенная проповедь.
И лишь третий сказал:
– А ведь это – великий отец Иоанн Кронштадтский! – к общему удивлению всей аудитории, сказал я.
Тогда поднялся вопрос, почему же проповеди его так просты и обычны? Ответ был понятен: сила его слов была не в оригинальности мыслей и не в ораторском их изложении, а в силе его духа: у него слова дышали пламенем… Именно как сказал серб: один скажет «Бог»- и «нема ништа»; а другой скажет то же самое слово «Бог» – и «огонь запалисе».
Апостол Павел тоже писал, наша сила не в убеждающих словах, а в явлении духа и силы!
И отец Иоанн тратил колоссальные силы в своём служении Богу и людям. Но при всём том дожил почти до восьмидесяти лет. По словам царя Давида, – «аще в силах», то есть при особой силе, – восемьдесят лет может прожить человек. Всему приходит конец.
Незадолго перед смертью и он заболел. Перед этим мне удалось ещё дважды быть с ним. Один раз, будучи уже иеромонахом, я был приглашён сослужить ему на Литургии. Он предстоятельствовал. Я стоял пред престолом с левой стороны. И как только он возгласил с обычною ему силою: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», меня, точно молния, пронзило ясное сознание, выразившееся в уме в таких словах: «Боже! Какой он духовный гигант!» И созерцая это с очевидностью, я, в размышлении, закрыл уста свои служебником. «Какой гигант». Вдруг он протягивает ко мне левую руку, отодвигает книгу от уст, говорит властно:
– Не думай! Молись!
Вероятно, он прозрел мои тайные мысли о нём.
Последнее моё посещение было приблизительно за полгода до кончины его. Мы с сотоварищем по академии, иеромонахом Ш-м, посетили отца Иоанна по причине болезни моего друга. Батюшка вышел к нам уже слабеньким. Пригласивши сесть, он устало спросил нас:
– И чего вам от меня, старика, нужно?
– Батюшка, – вольно ответил я, прости меня за это, Господи! – если бы вы были простой старик, то к вам Россия не ходила бы.
– Ну, ну, – махнул он рукою, не желая спорить.
– Скажите нам что-нибудь во спасение души.
Тогда он взял в руки крест, висевший на груди моего товарища, и, смотря на него, стал молиться. Потом начал многократно и долго целовать его; прижимал его к своему лбу, опять целовал. Затем то же самое он делал с моим крестом… Всё это творилось молча, несколько минут. Потом он сказал:
– Монахи, монахи! Не оглядывайтесь назад! Помните жену Логову!
– Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?
– Вера? – переспросил он и на минуту задумался. Потом с твёрдой ясностью ответил: – Я жил в Церкви!
– А что это такое – жили в Церкви? – спросил я.
– Ну, – с некоторым удивлением от моего вопроса продолжал он, – что значит жить в Церкви? Я всегда пребывал в церковной жизни… Служил Литургию… Любил читать в храме богослужебные книги, минеи. Не Четьи-Минеи (Жития святых), хотя и те прекрасны! – а богослужебные минеи, стихиры, каноны… Вот! Я жил в Церкви!
К сожалению, я не записал тогда подробнее всю беседу, но эти слова о значении Церкви врезались в память мою на всю жизнь.
Поблагодарив батюшку, мы ушли… Вскорости мой друг скончался в молодых годах. Я… ещё живу, по милости Божией. И часто вспоминаю о его словах…
Болезнь отца Иоанна не проходила. Ждали конца. И 20 декабря (ст. ст.) 1908 года батюшка скончался. Весть эта мгновенно облетела всю Россию. Похоронили его в созданном им женском монастыре в Санкт-Петербурге, «на Карповке».
Мне не удалось попасть в храм на отпевание, и я шёл далеко за гробом в необъятной толпе народа. Всякое движение здесь было прекращено. Зато дышали сердца тысяч и тысяч людей: в одном месте пели «Со святыми упокой», другая группа начинала «Вечную память», третьи – «Святый Боже» – похоронное… Большой стон стоял над этими духовными детьми батюшки. Иногда приходилось слышать выкрики:
– Уж больше не видать нам такого отца!
– Дорогой батюшка! Помолись за нас!
В подвальном этаже монастырского храма – светлом, облицованном белым мрамором – была приготовлена белая же мраморная гробница на полу. И здесь положили честные мощи святого батюшки. Теперь, вместо Кронштадта, началось паломничество «на Карповку». Ежедневные службы… Постоянные панихиды. Снова чудеса. Всеобщее почитание. Святой Синод постановил считать день смерти отца Иоанна – неучебным в духовных школах. Царь обратился к России с особым манифестом – о значении его и почитании. А народ унёс о нём память в сердцах своих и записал в «поминаниях»…
Так началось уже прославление батюшки в Церкви. И недолго ждать, когда завершится это и канонизацией его во святые.
Три года тому назад (1948 году) я был в Ленинграде и узнал, что монастырь «на Карповке» закрыт, но там всё, включая и гробницу, остаётся нетронутым.
Преподобие отче Иоанне! Моли Бога о нас, грешных!… Вот я и записал, что помнил о нём. Как ни описывай, всё же это не может дать о нём такого впечатления, как живые подлинные слова самого батюшки…
Надежность работы самой современной техники на военном корабле зависит от духовного состояния экипажа, - считает иеромонах Вениамин (Ковтун). Командир атомной подводной лодки, капитан 1-го ранга запаса сейчас занимает должность помощника командира бригады подводных лодок по работе с верующими военнослужащими на Беломорской военно-морской базе.Отец Вениамин, вы служите в Северодвинске около года и, безусловно, вам ясна духовная обстановка в экипажах БВМБ. Каков же дух наших воинов?
За год укрепился в мысли, что формирование прихода здесь возможно только тогда, когда я, как священник, буду регулярно выходить в море вместе с экипажами. Тогда можно определить, кто из моряков более расположен к духовному общению, духовной жизни, и в дальнейшем на них опираться. В чем ценность этой паствы и важность воцерковления этих людей? В том, что они уже воины по определению, осталось «подкорректировать» мировоззренческую позицию. Ведь каждая душа по природе христианка, ноэто требуется раскрыть.
- В чем заключается служение гарнизонного священника?
У меня широкий круг миссионерской работы, поле непаханое. По статистике, в российской армии 80 процентов крещеных в Православии. Но они никогда не молятся, не ходят в храм, ни разу не причащались. Правда, многие носят крест. На этом связь с Православной Церковью как началась, так и остановилась. Я провел анкетирование среди более половины личного состава бригады, и большинство ответило, что практически не молятся и по воскресеньям в храм на богослужения не ходят.
Наверное, обстоятельства должны сложиться так, чтобы человек вспомнил, куда ему следует стремиться и к Кому обращаться. Ну, может, потому и говорят: кто в море не ходил, тот не молился.
За этот год мы отработали «береговые элементы» - в день памяти праведного воина Феодора Ушакова, 15 октября, прошли крестным ходом по улицам Северодвинска. Теперь пришло время,выражаясьобразно, отработки «морских элементов» - общение с экипажами непосредственно в море.
Вера происходит от слышанья. А где моряки могут услышать Слово Божие? На берегу распорядок дня у них очень напряженный, свободных минут почти нет и при этом не каждое воскресенье - выходной. В море, конечно, тоже большая занятость, но тем не менее 24 часа на борту будет находиться священник. Думаю, какие-то минуты ежедневно вполне можно выкроить и обеспечить морякам то слышанье, от которого укрепляется вера. Ведь без нее что ни прыжок - то мимо стремени.
- Отец Вениамин, Ваше назначение на Военно-морскую базу имело свои предпосылки?
В армии и особенно на флоте необходимы люди,знакомые со спецификой, знающие службу. Важно не быть обузой. Безусловно, для командира риск - допускать на военный корабль человека, который не представляет соответствующих правил поведения. Ну а чтобы отправиться с экипажем в море, даже мне необходимо было пройти спецподготовку и получить допуск.
Думаю, немаловажен еще один момент. С 2005 года я нес послушание в Санаксарском монастыре, в котором покоятся мощи непобедимого русского адмирала, праведного воина Феодора (Ушакова), а до этого три года работал в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами, в секторе военно-морского флота, у протоиерея Димитрия Смирнова. Вспоминаю, как он рассказывал о кардинальной перемене в его отношении к офицерству. Когда отец Димитрий начал руководить отделом, был убежден: все генералы-адмиралы занимаются личными проблемами, постройкой своих дач, извилина одна, и та в фуражке. Взгляды священника круто изменились после непосредственного общения с высшим эшелоном руководства армии и флота: отец Димитрий не раз во всеуслышание заявлял, что самая здоровая часть нашего общества - это вооруженные силы, и добавлял: хотя бы потому что их каждый год врачи проверяют.
- Как в вашей жизни сочетались служба и вера?
Я был человеком, далеким от веры, полностью поглощенным военной службой. В духовном отношении моя биография прямая как стрела, никаких исканий.
Родился в Челябинской области. Мой папа был военным моряком на Тихоокеанском флоте, прошел всю Великую Отечественную войну. Отец любил море, и в нашем доме хранилось много его фотокарточек в мичманке, в тельняшке. Все это, видимо, «залегло» и во мне. Окончив военно-морское училище во Владивостоке, в 1976 году я прибыл на Первую флотилию атомных подводных лодок Северного флота и в ней служил 21 год.
Я был вполне среднестатистическим советским офицером. Помню, как в конце 1980-х годов статьи в журналах «Звезда», «Новый мир», «Нева» переворачивали мировоззрение. Государство -машина, которая была направлена на уничтожение порядочных людей, русской нации, - все это открывалось. Но мы еще жили по социалистической догме. Потом ужея понял, что заповеди социализма - сплошной плагиат Евангелия. Ну например, социалистическое «человек человеку друг, товарищ и брат» и евангельское «возлюби ближнего, как самого себя»...
Таинство Крещения принял в 1991 году. Потом начался Великий пост... А я котлеты не ем, рыбу не ем. Кок специально для меня каши варил и, как бы втайне, маслица туда добавлял. Но я и такую кашу не ел. Жареная картошка в субботу стала для меня деликатесом. Словом, когда из похода вернулся домой, жена заплакала. Вот так я попостился...
В начале 1990-х годов перестали выходить в море, на боевые дежурства, и я ждал, когда закончится служба, казавшаяся уже не неинтересной.Затем меня перевели в Главный штаб военно-морского флота в Москву.
-О. Вениамин , сложно управлять подводной лодкой?
Когда отработанный экипаж, все на автомате. Вообще техника вразумляет и помогает трезвиться. Важно, чтобы это дошло до наших воинов. Я уверен, что надежность работы самой современной техники на корабле зависит от духовного состояния экипажа. Командир нагрешил, натворил невесть что, и у него все торпеды в цель? Нет. Господь все зрит. Если род занятий человека связан с техникой, значит, Господь его через это и вразумляет.
В моей практике был такой случай. С завода после ремонта выходил корабль. А до этого офицеры предложили его освятить.Тогда, это был 1992 год, командование категорически воспротивилось. И что вы думаете? В итоге мы 15 раз вводили установку в штатный турбогенераторный режим. Приехал главный конструктор, взялсяза голову, смотря на чертежи, в которых всего две трубы и больше никаких премудростей. На входе есть давление, на выходе - нет. Куда делось? Конструкция - труба в трубе, больше ничего. Вот не хотели освятить корабль - получите. Потом Господь, конечно, пощадил личный состав.
К технике вы относитесь с трепетом, о. Вениамин. Видимо, поэтому ваш транспорт - надежная раритетная «Волга»?
Да, сделана она основательно. Машина у меня появилась год назад, промыслительно. Приехал в отпуск на родину, там одноклассники мне ее и подарили. Этот подарок особенно пригодился, когда я отправился в Северодвинск к месту службы: в прицепе вез православную библиотеку и иконостас. Причем брошюры подобрал специально для своих моряков.
Здесь, конечно, приходится отходить от тех важнейших качеств, которые необходимо стяжать в монастыре: молчаливости, внутренней сосредоточенности. К тому же никак нельзя избежать излишней информативности. С моей паствой нужно общаться, находясь в теме основных политических направлений, задач, которые ставит перед флотом и вооруженными силами, руководство страны и Верховное командование. И, конечно же, хочется, чтобы больше людей, которые носят погоны, стали деятельными воинами Христовыми.Об этом мои молитвы.
Беседовала Людмила Селиванова