Янтарные мифы и легенды. Легенды, мифы и фантазии Легенды о янтаре для детей
Янтарь - это окаменевшая смола хвойных и некоторых лиственных деревьев. На земле он зародился за несколько десятков миллионов лет до нашей эры. В те далекие времена у Фенно-Скандинавских гор был жаркий климат с густыми субтропическими и хвойными лесами. Бури, ураганы и штормы, налетавшие с Балтийского моря, ломали ветви, валили и вырывали с корнями столетние деревья. В тихие дни под лучами палящего солнца в этом буреломе из деревьев выделялась смола. На месте погибших лесов вырастали новые. Так продолжалось на протяжении нескольких миллионов лет. Смола накапливалась, затвердевала и, смытая морскими прибоями в море, постепенно превращалась в янтарь.
В своем трактате "О слоях земных" М. В. Ломоносов пишет: "Кто таковых ясных доказательств не принимает, тот пусть послушает, что говорят включенные в янтарь насекомые:
И так садились мы на истекавшую из дерев жидкую смолу, которая нас, привязав к себе липкостью, пленила и, беспрестанно изливаясь, покрыла и заключила отовсюду. Потом от землетрясений опустившееся лесное наше место вылившимся морем покрылось".
Балтийские месторождения - крупнейшие в мире. Кроме того, янтарь залегал у берегов некоторых северных рек и морей: встречается он на Печоре, на Южном Сахалине, на Урале и по берегам Днепра, а также в Дании, Польше, Англии, Франции, Германии. В природе янтарь бывает в мелких зернах и в крупных кусках, иногда достигающих нескольких килограммов. Он чрезвычайно легок, хрупок, легко поддается шлифовке и полировке. Некоторые народы приписывают этому камню лечебные свойства. Но верить в исцеление с помощью самоцветов так же нелепо, как и в приносящие счастье талисманы. После сражения при Ватерлоо на многих убитых прусских офицерах находили амулеты из полудрагоценных камней, а сам Наполеон, проигравший сражение, имел на груди талисман - бриллиант в тридцать четыре карата, который все же не избавил его от поражения.
О янтаре также сложено немало легенд. Эти золотистые камни называют то "солнечными бликами, застывшими на дне холодных морей", то "горячими слезами по погибшим героями. Одна из легенд очень близка по своему содержанию к известному древнегреческому мифу об Икаре.
В легенде об янтаре рассказывается о восковом ангелочке, который улетел с рождественской елки в открытую форточку и всю ночь парил над прибалтийскими странами. Увидев, как рыцари Тевтонского ордена глумятся над покоренными ими племенами, ангел заплакал. От его слез, от слез обездоленных вдов и сирот Балтийское море стало соленым. А когда наступило утро, ангел растаял в солнечных лучах Восковые капли, упав в море, превратились в янтарь.
Янтарь-слово русское, но своему звучанию оно близко к литовскому названию этого солнечного камня - гинтарас. Встречается янтарь золотисто-желтого, апельсинового и светло-коричневого цвета. Янтарь бывает прозрачный, матовый и просвечивающийся. Последний ценится дороже первых. А самым же дорогим считается янтарь с включенными в него насекомыми.
Интересную историю, связанную с янтарем, рассказывают в Сенегамбии - стране, расположенной в Восточной Африке, между бассейнами рек Гамби и Рио-Качео, неподалеку от Казамансы.
В середине XIX века среди людей земли Хабу, мандингов и фулами, появился бледнолицый человек с волосами цвета сухого бамбука. Этот европеец, не знавший ни местных наречий, ни испанского, ни французского, ни английского языков, продавал туземцам маленьких слоников, буйволов и пятнистых пантер, выточенных из полупрозрачного желтого камня. Узнав о пришельце, вождь мандингов Фута-Джалон пригласил негоцианта в свое полуевропейское жилище, покрытое вместо черепицы позолоченными панцирями морских черепах. Накормив его изысканными блюдами Сенегамбии и угостив хмельным напитком, приготовленным из соков перистых пальм, Фута-Джалон произвел с негоциантом обмен. Вождь мандингов дал бледнолицему купцу четыре слоновых бивня, а в обмен получил гладко отшлифованный кабошон янтаря с включенной в него мухой. По уходе негоцианта Фута-Джалон показал приобретенный им камень жене и шестнадцатилетнему сыну по имени Бартутим.
Последнему настолько понравился камень, что он осмелился попросить его у отца в обмен на золотой чеканный пояс. Фута-Джалон отказался от обмена. Положив янтарь на подоконник, где обычно находились сладости и разгуливали термиты [Белые муравьи], он лег на свою тростниковую циновку и уснул. А когда проснулся, то не обнаружил на подоконнике янтаря. Вождь удивился: ведь в Сенегамбии не существовало ни замков, ни самих дверей, здесь не знали воровства.
Даже сенегальские цыгане-лахобе из Казамансы никогда не брали чужих вещей. Если путешественник терял что-либо, даже золотую монету, то нашедший ее туземец обязательно должен был возвратить находку чужеземцу. Так было в Сенегамбии испокон веков. К тому же во двор вождя мандингов никто не посмел бы войти без позволения хозяина или членов его семьи. Подозрение вождя пало на сына. Фута-Джалон призвал Бартутима и приказал ему положить на место золотистый камешек с включенной в него мухой. Юноша обиделся, взял свое ружье и навсегда покинул отчий дом. Год спустя, накануне месяца ливней, Фута-Джалон, выкапывая во дворе у своего окна арахис, разворотил лопатой муравьиную кучу и обнаружил в ней пропажу. Ворами оказались белые муравьи, унесшие с подоконника в свое жилище янтарь с вкрапленной в него мухой. Вождь мандингов отыскал в джунглях своего сына и дважды поклонился ему, как кланяются люди земли Хабу, допустившие непоправимую ошибку или несправедливость…
Добываемый на берегах Балтийского моря янтарь замечательные мастера прибалтийских стран еще с давних времен шлифовали и использовали для изготовления мундштуков, ожерелий и брошей, а также делали из него фигурки всевозможных забавных зверюшек. Спрос на изделия из янтаря был большой. Зачастую его отыскивали тут же на берегу, но иногда янтарь привозили рыбаки, зацепив куски золотого камня в свои старые сети. Между "янтарных дел мастерами" и "поморами", плававшими на своих утлых суденышках за многие километры от берега в поисках косяков салаки и сельди, издавна велись раздоры: дело в том, что одним нужен был шторм, другие мечтали о штиле. Море нехотя отдавало людям свое сокровище, и гранильщики с затаенной надеждой поглядывали на тяжелые бурые тучи, на пенистые гривастые волны. А когда начинался шторм и море бурлило, как уха в котле, мастера радовались и с улыбками глядели на своих подмастерьев и мальчишек, бегущих навстречу бушевавшим волнам. В такие дни можно было прочесть в местных газетах о том, что "под Палмникеном и Кенигсбергом свирепствовавший целые сутки шторм произвел вдоль берегов страшные опустошения, причем прибоем была выброшена на берег такая масса янтаря, какой местные жители не собирали целыми годами… Во время шторма погибло шесть палмникенских рыбаков. Среди кусков вынесенного на берег солнечного камня обнаружены обломки рыбацкой лодки. Янтарные глыбы, поднятые с морского дна на гребни разбушевавшихся волн, были немыми свидетелями гибели отважных рыбаков".
Но не только ювелирные изделия изготовлялись из солнечного камня-в самом начале XVIII века была создана так называемая янтарная комната. Об этом замечательном художественном произведении написано много интересных статей и книг. При каких же обстоятельствах зародилась сама мысль о создании янтарной комнаты? По-видимому, во все времена и во всех странах были свои Левши, способные "превзойти" иноземных мастеров. Нашелся такой умелец и в Пруссии. Был он уроженцем портового города Гданьска, носил немецкое имя и французскую фамилию - Готфрид Туссо. В своей маленькой полутемной мастерской он с немецкой аккуратностью и тонким французским вкусом вырезал и наклеивал на плоские деревянные ящички квадратики из светлого и темного янтаря. Туссо вручную изготовлял удивительные, не похожие друг на друга в каждом новом комплекте фигуры пешек, слонов и королей,
В те годы Пруссией правил король Фридрих I, любитель всяких европейских новшеств, балов и приемов. Мало заботясь о своей стране и народе, он развлекал себя музыкой и различными играми. Один из приближенных Фридриха преподнес королю янтарные шахматы работы мастера Туссо. Фридриху очень понравились фигуры, в особенности же двухцветная отполированная доска. Он вызвал своего придворного архитектора Андреаса Шлютера и приказал заменить в танцевальном зале дворца Монбижу дубовый паркет янтарными пластинками.
Ваше королевское величество, - робко возразил архитектор, - янтарь весьма непрочен. Не лучше ли изготовить из него специальные панно и украсить ими кабинет в том же дворце?
Король согласился с доводами Шлютера, и архитектор приступил к работе. Он отыскал непревзойденного мастера, изготовил специальные рисунки и предоставил Туссо светлое помещение для шлифовки и подбора оттенков янтарных пластин. Так была воплощена в жизнь идея создания янтарной комнаты.
Работа над десятками художественных панно, сотнями композиций с изображением из разноцветного янтаря сказочных сюжетов и таблиц с выпуклыми, как на камеях, виноградными гроздьями и тонкими полупрозрачными листьями и резными гравюрами, продолжалась около трех лет. Для полноты ансамбля и увеличения масштабов будущей янтарной комнаты из Венеции были привезены массивные овальные зеркала в тяжелых позолоченных рамах. Когда подготовительные работы были закончены, король изменил свое решение и приказал установить янтарные панно со всеми композициями, деталями и зеркалами не во дворце Монбижу, где под облицовку был подготовлен специальный фундамент, а в потсдамском замке королевы,
Так появилась янтарная комната. Это произошло в 1709 году. Король, королева и вся придворная знать безмерно восторгались янтарным кабинетом, созданным Туссо и Шлютером.
А через две недели произошла катастрофа: не выдержав тяжести толстых венецианских зеркал и тяжелых позолоченных рам, янтарные стены рухнули. Часть пластин и зеркал превратилась в осколки, а уцелевшие пан - но и таблицы были сложены в ящики и сданы в военный цейхгауз.
Как у лесковского Левши, так и у янтарных дел мастера Туссо оказалась печальная судьба: обвинив Готфрида в государственной измене, его заключили в крепостной каземат, а Шлютера выслали за пределы Пруссии. Спустя год, по настоянию королевы, янтарные "гобелены" были снова восстановлены в одном из ее кабинетов.
Через несколько лет Фридрих I умер. На прусский престол взошел его сын Фридрих - Вильгельм I. А в конце 1716 года в Берлин прибыл с дружеским визитом Петр I. Осматривая потсдамский дворец, создатель гранильных мельниц и кунсткамер не мог не заинтересоваться янтарной комнатой и со свойственной ему прямолинейностью высказал мысль о том, что он "был бы премного доволен иметь в туманном Санкт-Петербурге сей солнечный кабинет". Фридрих Вильгельм, не знавший как и чем отблагодарить русского царя и великого полководца, разгромившего шведов под Полтавой и в морском Гангутском сражении, полководца, изменившего не только для России, но и для Пруссии соотношения военных сил и коалиций Европейских держав, охотно презентовал Петру I янтарный кабинет. На торжественном обеде Фридрих - Вильгельм и Петр обменялись речами. Русский царь похвалил введенную Фридрихом в прусской армии железную дисциплину, а король говорил о величии России, об исторической роли царя - полководца и о русских воинах - богатырях, причем называл их почему-то не богатырями, а великанами, что вызвало у Петра улыбку.
В тот же день Петр I со своей свитой, в санях с медвежьими полостями, на тройках с валдайскими бубенцами умчался в свою столицу. Это было в январе 1717 года.
Через несколько десятилетий в Петербурге никто уже не помнил, откуда появился в Зимнем дворце "солнечный кабинет".
Некоторое время существовала версия, будто бы "янтарная комната" была подарена прусским королем Фридрихом - Вильгельмом I племяннице Петра I императрице Анне Иоанновне. Если вспомнить, что при ней фактическим правителем России был немец Эрнст Бирон, поддерживающий дружеские отношения с прусским королем, то эта версия казалась убедительной. Но во второй половине XIX века в одном из Санкт-Петербургских архивов было обнаружено письмо Петра I, отправленное из Амстердама на имя П. М. Бестужева - Рюмина. "Когда прислан будет в Мемель из Берлина от графа Александра Головкина кабинет янтарный (который подарил нам Его Королевское Величество прусской) и оный в Мемеле прийми и отправь немедленно через Курляндию на курляндских подводах до Риги с бережением с тем же посланным, который Вам сей указ объявит, и придайте ему до Риги в конвой одного ундер-офицера с несколькими драгунами, також дайте тому посланному в дорогу до Риги на пищу денег, дабы он был доволен, и ежели будет требовать под той кабинет саней, и оные ему дайте". Это послание было написано 17 января 1717 года.
Из тех же архивных ведомостей стало известно о том, что янтарная комната была подарена Петру I Фридрихом - Вильгельмом 1 во время их встречи в Берлине при заключении союза между Россией и Пруссией против Швеции.
Однажды, вспомнив речь Фридриха о русских богатырях - "великанах", царь всея Руси, позднее ставший императором всероссийским, за янтарные дощечки соизволил отправить королю прусскому в июле месяце 1718 года с камер юнкером Толстым презент, состоявший из… 55 солдат гренадерского роста людей, оторванных навсегда по сумасбродной прихоти властелина от родины, от семьи, от полей и лесов русских. Такой ценой были оплачены янтарные дощечки, подаренные Фридрихом Петру I.
После доставки в Петербург янтарная комната первоначально была оборудована в Зимнем дворце, а при перестройке дворца в Царском Селе замечательный зодчий В. В. Растрелли перенес ее туда. Но это не было простым перенесением плиток из одного дворца в другой. Для такой тонкой, ювелирно декоративной мозаики нужны были годы кропотливой, вдумчивой работы, талант и вкус большого художника. Этими качествами и обладал Растрелли, создатель дворцов Строганова, Воронцова, Зимнего и Екатерининского с парком, павильонами и знаменитой янтарной комнатой. Вот как ее описывает знаток итальянских и русских фресок антиквар Фелькерзам:
"Все стены комнаты сплошь облицованы мозаикой из неровных кусочков полированного янтаря… Эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого, все скромно и гармоничное.
Во время Великой Отечественной войны, 17 сентября 1941 года, гитлеровские войска заняли Царское Село и по приказу гауляйтера Эриха Коха янтарный кабинет был демонтирован. С чисто немецкой аккуратностью все плитки были пронумерованы и уложены в деревянные ящики. По его же распоряжению, а возможно и Германа Геринга, "собиравшего", как и Кох, во время войны коллекции картин, ковров и фарфора, янтарная комната была перевезена в город Кенигсберг и помещена в одном из залов королевского замка, где пробыла несколько лет.
Несмотря на стремительное занятие советскими войсками Кенигсберга, где было взято в плен около 50 000 фашистских солдат и офицеров, гитлеровцы все же успели вторично демонтировать янтарный кабинет, находившийся в королевском замке, и ночью вывезти его из города. Тайник, где им удалось спрятать наспех сложенные в ящики таблички янтарной комнаты, отыскать пока не удалось. Можно лишь предполагать, что при поспешном отступлении фашисты опустили этот драгоценный груз в Балтийское море, в то самое море, где янтарь был некогда найден…
Надо полагать, что наши юные следопыты или опытные аквалангисты в недалеком будущем отыщут этот янтарный клад и он снова засверкает в бывшем Царском Селе.
Когда знания не могут дать ответы на вопросы, воображение заполняет эту пустоту. Так возникают легенды и сказания.
Легенды о янтаре чаще всего - это истории любви, потерь и печали. Многие сказания содержат в себе ассоциацию со слезами. Возможно, это не случайно, ведь дары (а янтарь - это дар природы всему человечеству) нужно выстрадать, заслужить. А может быть, это всего лишь отголосок каплевидной формы некоторых образцов.
Драматург Софокл в своей пьесе «Мелеагр» описал трагическую историю происхождения камня. Погибшего героя Мелеагра оплакивают сёстры, которые становятся птицами, а их слёзы превращаются в кусочки янтаря.
Поэт Овидий также рассказывает историю о камне в «Метаморфозах». В ней погибшего Фаэтона, сына бога Солнца, также оплакивают сёстры гелиады. Горе сестёр было так велико, что боги сжалились над ними и превратили их в тополя. С тех времён тополя плачут золотыми слезами, которые в воде становятся янтариками. «Стынет под солнцем янтарь,/который прозрачной рекою/ принят и катится вдаль,/в украшение жёнам латинским…»
(Посмотрите, ведь римский поэт (ок. 43 г. до н.э.) был близок к истине, когда в мифе указывает на растительное происхождение минерала.)
Иллюстрация справа: Падение Фаэтона (гравюра Томаса де Лей c картины Антуана Карона).
Скандинавская легенда представляет янтарь в виде слёз богини любви и плодородия Фрейи, которая печалится о своём пропавшем муже.
Литовское сказание тоже о слезах. Повелитель богов узнаёт, что богиня Юрате живёт на морском дне в янтарном замке со своим любимым рыбаком Каститисом. Повелитель гневается и ударом молнии разрушает замок и убивает рыбака. С тех пор после бури на берегу можно найти осколки подводного замка или застывшие капельки слёз юной богини.
А вот сказания ведической Руси описывают янтарь по-другому - как радость, как великий дар, которым могут пользоваться все люди мира для исцеления. На Руси Алатырь-камень имел сакральное значение. Камень обладал огромной магической силой, являя собой уменьшенную копию вселенной. Алатырь-камень почитали как отца всех камней. Об этом говорит «Глубинная книга» (совр. «Голубиная книга») - это славянский духовный стих, повествующий о возникновении и целостности мира. Вот отрывок из песни:
А кое ж море всем морям отец,
И который камень всем каменям отец?
Ах! Латырь-море всем морям отец,
И Латырь-камень каменям отец.
Почему ж Латырь-море всем морям отец?
Почему Латырь-камень всем каменям отец?
Потому Латырь-море всем морям отец
Потому Латырь-камень всем каменям отец:
Лежит он середи моря,
Середи моря, середи синего,
Идут по морю много корабельщиков,
У того камня останавливаются,
Они берут много с него снадобья,
Посылают по всему свету белому.
Потому Латырь-море морям отец,
Потому Латырь-камень каменям отец…
*Статья принадлежит сайту https://сайт/.
Полное или частичное копирование возможно с разрешения сайта и обязательным размещением активной ссылки.
Письма каждый день писать
И в конверт печатать…
Что на это мне сказать,
Как улыбку спрятать?
Письма редко я пишу –
Как их сочинять мне?
Я легенду расскажу
О янтарном камне,
Что найдёшь на берегу
Вечером закатным.
Волны моря сберегут
Думы, мысли, даты…
Ты подумай: ведь янтарь
Был когда-то замком.
Жил в нём славный государь,
Легендарный Данко.
Долго строил он его
Как оплот державы,
Много пота за него
Убежало в травы.
На стенах янтарных рун
Выписано много,
Ветер пел на шпилях струн
Смело и задорно.
И ласкало берега
В удивленье море –
Знать, здесь сила велика,
Больно не поспоришь.
Так янтарный замок встал
На притихшем взморье.
Каждый житель твёрдо знал:
Тот дворец подспорье
Для любых больших задач.
Прекратились войны.
Ты в ладошку смех не прячь! –
Жизнь пошла спокойней.
Приставали корабли
К пристаням янтарным.
И дела торговли шли
Гладко и исправно.
Из заморских государств
Вина, шёлк, картины
Царь менял на свой янтарь,
А ещё рубины.
Из далёкой стороны,
Где снега и лёды
Где не знали ни весны,
Ни цветений всходы,
Царь себе невесту взял,
Умную хозяйку.
С ней державой управлял –
Было всё в достатке.
А легенды о дворце
И стране Янтарной
Знали в каждом уголке
Площади базарной.
Но года идут вперёд.
Царь Данко стареет.
Волхв сказал, что ровно год
Жить ещё успеет.
У царя семь сыновей.
И когда умрёт он,
Приумолкнет соловей
У дворцовых окон:
Ведь дворец – один на всех –
Яблоко раздора.
Чтоб не брать на душу грех,
Царь придумал:
– Скоро
Я умру. Исчезнет вмиг
Замок сей волшебный.
Над волнами чаек крик
Горький и целебный.
Царь Данко за письма сел,
Стал писать потомкам:
Мол, я многое успел,
Жил для мира только.
А сейчас вот я решил
Замок уничтожить…
Написал, в конверт вложил
Из воловьей кожи.
И разрушил красоту,
Разобрал по камню.
Отлетали за версту
Слёзы янтарями.
Плакал весь его народ
Этому решенью.
И сломал за целый год
Все свои свершенья.
Сыновья ушли в поход,
В новые земелья,
Чтоб не видеть, как умрёт
Данково творенье.
Хорошо ещё, что мать
В гроб сошла три года.
Чтобы он смог ей сказать?
Плакала бы долго.
Вся держава расползлась
На кусочки малы.
Сразу нечисть принялась
Воевать. Вандалы
Из степей и из-за гор
Потекли ордами.
В этом виделся укор
Данко государю…
Только Данко-государь
Спит давно в могиле.
А над ним янтарный яр
Дивный и красивый.
В нём послание лежит
Для потомков дальних,
В нём прощения молит
Славный пращур Данко.
…Так дошло до нас письмо
Государя Данко.
Только много лет прошло –
Нет, в помине, замка.
Лишь в закат на берегу
Ты янтарь находишь –
Словно Данкову слезу –
И печален ходишь.
Отыщи в закатный час
Янтаря осколки…
Солнца луч в тиши угас,
Блещут звёзды только,
Отражаясь в янтаре
На пустынном взморье –
Словно дань на алтаре:
Радость. Память. Горе…
25.05.88.
Рецензии
Прочла вчера два раза Вашу впечатляющую легенду. Красивая и грустная вещь. Особенно жаль то, что Данко сам разрушает своё творение. Даже на слезу пробило. Вы умница, Митяюшка, умница!
Ваша Ласковая Т.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Янтарь - самое загадочное сокровище нашей планеты. Откуда появился этот уникальный камень, балансирующий где-то на грани между живым и мертвым? Кто и с какой целью одарил им Землю? Вполне может быть, что янтарь - один из первых самоцветов, который древние люди использовали в качестве украшений и в лечебных целях. Во всяком случае, его часто находили в пещерных стоянках древнего человека и в неолитических памятниках...
С тех пор, как люди научились использовать янтарь, - а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад - неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения, слагали мифы и легенды .
"Когда-то очень, очень давно, когда людей на земле ещё не было, на небе светило два солнца. В один прекрасный день небо не удержало одно из светил и то упало прямо в море. Упало, ударилось о морское дно и рассыпалось на миллионы маленьких кусочков. С тех пор морские волны выбрасывают их на берег и люди уже давно придумали «кусочкам солнца» название - янтарь..."
Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь - это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук...
Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии - плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...
Янтарь - результат воздействия воды и давления земли в течение нескольких десятков миллионов лет на смолу древних деревьев. Столько времени требуется, чтобы родился янтарь - именно поэтому так редки его месторождения. Янтарь - ценен не только как красивое и полезное ископаемое, но и как уникальный геологический источник, который сохранил до нас огромное количество древних образцов животного и растительного мира, насекомых, кусочки земли и воды. Особая ценность этих включений в том, что их великолепная сохранность позволяет изучать их так же как и современные источники. Благодаря янтарю ученые воссоздают картину нашей земли более чем 50 миллионов лет назад.
Прямой зависимостью состава янтаря является его цвет. Это, пожалуй, один из самых богатейших и разнообразных по окраске самоцвет - насчитывается более 300 оттенков
янтаря: от молочного, светло-желтого до темно-оранжевого, от прозрачно-коричневого до буро-красного, редко встречается зеленый и черный янтарь и почти уникальной находкой является голубой или синий камень. Преобладающим цветом является желтый или золотисто-желтый, который ввел в широкое употребление термин «янтарный цвет». Все основные цвета янтаря имеют свои названия - сукцинит, геданит, глессит. Особые сорта янтаря также имеют свои названия, например, бирмит - более твердая и густо окрашенная разновидность (нежели прибалтийский) камня, обычно светло-коричневого, огненно или светло-красного цвета, добывался в Бирме с 1 века до нашей эры.
Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря.
Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на дне морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась в море и ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы не трогал ее рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог наглядеться. И она смотрела на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате смертного, и поднялся вихрь, забушевали волны, напоминая, что нельзя богам любить смертных. Погрузились влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном дворце и забыли обо всем на свете, кроме своей любви; но Перкунас-громовержец, увидев их с небес, разгневался, метнул молнию в море, и оно разверзлось, и попала молния в янтарный дворец. Раскололся дворец, а Каститиса подняла волна на берег и стала целовать его, и до смерти зацеловала. А море с той поры выносит на берег кусочки янтаря - частицы того янтарного дворца; и девушки, собирая янтарь, вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А когда море неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем возлюбленном.
Восхищение и интерес к янтарю возник еще в древнем мире. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу - так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...Поэтому древние люди применяли камень в качестве амулетов и украшений. Позднее о золотом чуде стали слагать поэтические предания.
Древние легенды о янтаре скрывают в себе тайны происхождения камня. Чаще всего самоцвет описывали как слезы, пролитые по погибшим героям.
Одни считают, что в мифах о янтаре кроется истина, другие, что это лишь выдумка. В любом случае, все эти сказания невероятно красивы и отражают истинный дух этого камня.
Сын бога солнца Гелиоса, Фаэтон, чтобы доказать свое божественное происхождение сыну Зевса, Эпафу в тайне взял солнечную колесницу своего отца. Не зная как управлять огненными конями, Фаетон мчался то к земле, то к небу. Ослепленный своей мыслью, мальчишка чуть не погубил весь мир. Разгневанный Зевс едва ли успел остановить упрямого юношу. Его грозовые молнии пронзили колесницу Фаэтона, и он подобно стреле упал в реку Эридан. Осколки золотой колесницы были рассыпаны по всему небу.
Долгое время оплакивали Фаэтона мать и его сестры гелиады. Греческие боги, не выдержав безграничной скорби, превратили плачущих гелиад в безмолвные тополя. Но даже став деревьями, мать и сестры Фаэтона продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы. С тех пор, со склоненных над Эриданом деревьев, рассыпались золотые слезы печали, которые падая в холодную воду, превращаясь в прозрачный янтарь
Янтарь был талисманом и оберегом человека во все времена. Волшебному камню приписывали защитную силу от злых духов, дурного глаза, от болезней горла и головы, и множества других недугов. Он использовался в медицине по всему земному шару, начиная с палеолита (450000-12000 гг. до нашей эры) и египетских фараонов. Янтарные бусы были непременным атрибутом женщин и детей у всех народов, знавших янтарь.
Невероятной красоты легенда, рассказывает оптице Гауе, которая хранила в своём гнезде прекрасное ожерелье, обладающее удивительной красотой и силой. Прознавший о том ожерелье жадный король послал своего слугу Косо добыть его. Косо пробрался к гнезду, выстрелил, и птица покинула эти края. Ожерелье было в руках злодея и он отправился по морю к своему королю. В море настигла Гауя корабль Косо и набросилась на него. Долго умолял слуга отпустить его, на что Гауя отвечала: "Твой король - вор, а ты халоп вора. Вы выкрали то,что вам по праву не принадлежит. Бросай ожерелье и тогда я опущу тебя на парусник.То, что ты прячешь за пазухой, земля подарила людям. Владеть тем даром велено не тому, у кого длинные, а тому, у кого работящие руки, кто сумеет добыть этот камень умом и трудом." С этими словами столкнула птица Косо в море, и он утонул вместе с ожерельем. С тех пор ожерелья никто и не видел, но на берегах того моря поселились рыбаки. Они честно работали, ловили рыбу, и однажды, нашли в море чудесной красоты камни, которые помогли им жить. На месте брошенного ожерелья по легенде выросло дерево, пустившее корни глубоко по всему морю. На дереве выросли хрустальные свечи, которые вечно плачут по Гауе. И каждая такая капля, попадая в руки рыбаку или рыбачке, превращается в янтарь.
Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе. Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей. Янтарь не панацея, он просто часть живой природы, которая при добром к ней отношении, лечит и зализывает наши раны, восстанавливает наши силы и возвращает нас к полноценной и гармоничной жизни.
У янтаря более 30 названий. Каждое из них отражает какое-либо из его свойств. Древние греки именовали янтарь электроном, от звезды Электра в созвездии Тельца и способности притягивать к себе небольшие кусочки папируса. Их потомки ныне вложили другой смысл в название камня и нарекли его “вероника”, то есть носитель победы. Янтарь притягивает к себе соломинки и сухие былинки и поэтому называется по-персидски «кахруба», то есть «похищающий соломинку». Римляне называли его «сукцинум» (от латинского слова «Succus» - сок), так как справедливо полагали, что янтарь представляет собой окаменевший сок деревьев. Старогерманское «глёз» говорит о блеске и прозрачности камня; немецкое «бернштейн» (огненный камень) передает его свойство гореть в огне; финское «мерикиви» - камень моря; литовское «гинтарис» и латышское «дзинтарс» - защитник от болезней. На Украине и в Польше янтарь называют «бурштын». По-английски янтарь - «amber».
Под именем «камень-алатырь», «латырь-камень» он воспет в русских народных сказаниях и былинах, заклинаниях и заговорах. «Кто бел-горюч камень алатырь изгложет, тот мой заговор переможет», - гласит один из старинных заговоров. Считается, что янтарь был известен как «алатырь» благодаря знаменитому алтарю в храме Святой Софии в Константинополе, столице Византийской империи. Алтарь Софийского собора был выполнен из кусков бело-желтого янтаря.
Согласно легендам , Алатырь-камень упал с неба и на нём были высечены законы бога Сварога.
Живёт в русском народе легенда об острове Буяне, о чудодейственном алатырь камне, излечивающем от болезней и дающем бессмертие: «На море на Окияне есть бел-горюч камень Алатырь, никем неведомый. Под камнем сокрыта сила могучая и силы нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, зашивает раны кровавые... ».
Исследования учёных свидетельствуют, что сказочным островом Буяном является остров Рюген в Балтийском море, который в древности называли Руян. До конца XIII века там жило племя Балтийских славян. Ореолом таинственности и мистики был окружён остров, ведь на нём находилось главное святилище славян.
Смола сползала по стволам и капала с ветвей. Окисление будущего солнечного камня продолжалось в почве янтарных лесов миллионы лет. Так постепенно и накапливались отложения янтаря. В плодородной почве смола со временем приобретала твердость и покрывалась толстой коркой темно-бурого цвета.
Сточные воды постепенно вымывали окаменевшую смолу из лесной почвы и сносили её в устье древней реки, которое располагалось на территории современной Калининградской области. Здесь смола и отлагалась, а всё остальное сделало время. Таким образом, в процессе эволюции растительного покрова планеты, и появился янтарь - окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
"В старые времена жил на побережье рыбак. Был он молод, красив, а еще он был самым лучшим певцом в округе... Каждый день, выходя в море, он пел - и звуки его прекрасного голоса разносились далеко вокруг. И однажды его песню услышала морская богиня и полюбила рыбака. Но ее отцу, грозному богу Солнца, это не понравилось. Он наслал страшную бурю, лодку рыбака разбили могучие волны, а сам он утонул. А морскую богиню приковали к дну моря тяжелыми цепями. И теперь она вечно плачет о своей погибшей любви, а слезинки ее превращаются в янтарь. "
Когда Вы возьмете в руки теплый, солнечный янтарь и вдохнете его смолистый, древний аромат, Вы будете ближе к природе и ее потерянному раю.
Застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.
Легенда о птице ГАУЕ
Легенда о Фаэтоне
Только раз нарушен был заведенный в мире порядок и не выезжал Бог Солнца на небо, чтобы светить людям. Это случилось так. Был сын у Солнца - Гелиоса от Клименты - дочери морской богини Федиты. Имя ему было Фаэтон. Однажды, родственник Фаэтона сын громовержца Зевса Эпаф, насмехаясь над ним, сказал: - Не верю я, что ты - сын лучезарного Гелиоса. Мать твоя говорит неправду. Ты сын простого смертного. Разгневался Фаэтон, краска стыда залила его лицо; он побежал к матери, бросился к ней на грудь и со слезами жаловался на оскорбление. Но мать его, простерши руки к лучезарному Солнцу, воскликнула: - О, сын! Клянусь тебе Гелиосом, который нас видит и слышит, которого и ты сам сейчас видишь, что он - твой отец! Пусть лишит он меня своего света, если я говорю неправду. Пойди сам к нему, дворец его недалеко от нас. Он подтвердит мои слова.
Фаэтон тотчас отправился к своему отцу Гелиосу. Быстро достиг он дворца Гелиоса, сиявшего золотом, серебром и драгоценными камнями. Весь дворец как бы искрился всеми цветами радуги, так дивно украсил его сам Бог Гефест. Фаэтон вошел во дворец и увидел там Гелиоса, сидящего на троне в пурпурной одежде. Но Фаэтон не мог приблизится к лучезарному Богу, его глаза - глаза смертного, не выносили сияния, исходящего от венца Гелиоса. Бог Солнца увидел Фаэтона и спросил его: - Что привело тебя ко мне во дворец, сын мой? - О, свет всего мира, о, отец Гелиос! Только смею ли я называть тебя отцом? - воскликнул Фаэтон. - Дай мне доказательство того, что ты - мой отец. Уничтожь, молю тебя, мое сомнение. Гелиос снял лучезарный венец, подозвал к себе Фаэтона, обнял его и сказал: - Да, ты - мой сын, правду сказала тебе мать твоя Климена. А чтобы ты не сомневался более, проси у меня что хочешь, и, клянусь водами священной реки Стикса, я исполню твою просьбу. Едва сказал Гелиос, как Фаэтон стал просить позволить ему поехать вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице.
В ужас пришел лучезарный Бог. - Безумный, что ты просишь! - воскликнул Гелиос. - О, если бы я мог нарушить мою клятву! Ты просишь невозможного, Фаэтон. Ведь это тебе не по силам. Ведь ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже и бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. Сам великий Зевс - громовержец не может править ею, а кто же могущественней его! Подумай только: вначале дорога так крута, что даже мои крылатые кони едва взбираются по ней. По середине она идет так высоко над Землей, что даже мной овладевает страх, когда я смотрю вниз на расстилающиеся подо мной моря и земли. В конце же дорога так стремительно опускается к священным берегам Океана, что без моего опытного управления колесница стремглав полетит вниз и разобьется. Ты думаешь, может быть, встретить в пути много прекрасного. Нет, среди опасностей, ужасов и диких зверей идет путь. Узок он; если же ты уклонишься в сторону, то ждут тебя там рога грозного тельца, там грозит тебе лук кентавра, яростный лев, чудовищные скорпионы и рак. Много ужасов на пути по небу. Поверь мне, не хочу я быть причиной твоей гибели. О, если бы ты мог взглядом своим проникнуть мне в сердце и увидеть, как я боюсь за тебя! Посмотри вокруг себя, взгляни на мир, как много в нем прекрасного! Проси все, что хочешь, я ни в чем не откажу тебе, только не проси ты этого. Ведь ты же просишь не награду, а страшное наказание.
Но Фаэтон ничего не хотел слушать; обвив руками шею Гелиоса, он просил исполнить его просьбу. - Хорошо, я исполню твою просьбу. Не беспокойся, я ведь клялся водами Стикса. Ты получишь, что просишь, но я думал, что ты разумнее, - печально ответил Гелиос. Он повел Фаэтона туда, где стояла его колесница. Залюбовался ею Фаэтон: она была вся золотая и сверкала разноцветными каменьями. Привели крылатых коней Гелиоса, накормленных амврозией и нектаром. Запрягли коней в колесницу. Розоперстая Эос открыла врата. Гелиос натер лицо Фаэтону священной мазью, чтобы не опалило его пламя солнечных лучей, и возложил ему на голову сверкающий венец. Со вздохом, полным печали, дает Гелиос последние наставления Фаэтону: - Сын мой, помни мои последние наставления, исполни их, если сможешь. Не гони лошадей, держи как можно тверже вожжи. Сами побегут мои кони. Трудно удержать их. Дорогу же ты ясно увидишь по колеям, они идут через все небо. Не подымайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то ты спалишь землю. Не уклоняйся, помни, ни вправо, ни влево. Путь твой как раз посередине между змеей и жертвенником. Все остальное я поручаю судьбе, на неё одну я надеюсь. Но пора, уже богиня Ночи - Нюкта покинула небо; уже взошла розоперстая Эос. Бери крепче вожжи. Но, может быть, ты изменишь ещё свое решение - ведь оно грозит тебе гибелью. О, дай мне самому светить Земле! Не губи себя! Но Фаэтон быстро вскочил на колесницу и схватил вожжи.
Он радуется, ликует, благодарит отца своего Гелиоса и торопится в путь. Кони бьют копытами, пламя пышет у них из ноздрей, легко подхватывают они колесницу и сквозь туман быстро несутся вперед по крутой дороге на небо. Непривычно легка для коней колесница. Вот кони мчатся уже по небу, они оставляют обычный путь Гелиоса и несутся без дороги, А Фаэтон не знает, где же дорога, не в силах он править конями. Взглянул он с вершины неба на землю и побледнел от страха, так далеко под ним была она. Он уже жалеет, что упросил отца дать ему править его колесницей. Что ему делать? Уже много проехал он, но впереди ещё длинный путь. Не может справиться с конями фаэтон, он не знает их имен, а сдерживать их вожжами нет у него силы. Кругом себя он видит страшных небесных зверей и путается ещё больше. Есть место на небе, где раскинулся чудовищный, грозный скорпион, туда несут Фаэтона кони. Увидал несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона, грозящего ему смертоносным жалом, и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись тогда кони, почуяв свободу. То взвиваются они к самым звездам, то, опустившись, несутся почти над самой землей. Сестра Гелиоса, богиня Луны Селена, с изумлением глядит, как мчатся кони её брата без дороги, никем не управляемые, по небу. Пламя от близко опустившейся колесницы охватывает землю. Гибнут большие, богатые города, гибнут целые племена. Горят горы, покрытые лесом: двуглавый Парнас, тенистый Киферон, Зеленый Геликон, горы Кавказа, Тмол, Ида, Пелион, Осса. Дым заволакивает все кругом; не видит Фаэтон в густом дыму, где он едет. Вода в реках и ручьях закипает. Нимфы плачут и прячутся в ужасе в глубоких гротах. Кипят Евфрат, Оронт, Алфей, Эврот и другие реки. От жара трескается земля, и луч Солнца проникает в темное царство Аида. Моря начинают пересыхать, и страждут от зноя морские божества. Тогда поднялась великая богиня Гея - Земля и громко воскликнула: - О, величайший из богов. Зевс-громовержец! Неужели должна я погибнуть, неужели погибнуть должно царство твоего брата Посейдона, неужели должно погибнуть все живое? Смотри! Атлас едва уже выдерживает тяжесть неба. Ведь небо и дворец богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный Хаос? О, спаси от огня то, что ещё осталось!
Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и её огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса. А Фаэтон с горящими на голове кудрями пронесся по воздуху, подобно падающей звезде, и упал в волны реки Эридан, вдали от своей родины. Там гесперийские нимфы подняли его тело и придали земле. В глубокой скорби отец Фаэтона Гелиос закрыл свой лик и целый день не появлялся на голубом небе. Только огонь пожара освещал землю. Долго несчастная мать Фаэтона Климена искала тело своего погибшего сына. Наконец, она нашла на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Горько плакала неутешная мать над гробницей сына, с ней оплакивали погибшего брата и дочери Климены гелиады. Скорбь их была безгранична. Плачущих гелиад великие боги превратили в тополя. Стоят тополя - гелиады, склонились над Эриданом, и падают их слезы - смола в студеную воду. Смола застывает и превращается в прозрачный янтарь… Скорбел о гибели Фаэтона и его друг Кикн . Его печальные крики далеко разносились по берегам Эридана. Видя неутешное горе Кикна, боги превратили его в белоснежного лебедя. С тех пор лебедь Кикн живет в воде, в реках и широких светлых озерах. Он боится огня, погубившего его друга Фаэтона.
Легенда о Юрате
Давно это было, ещё тогда, когда самым главным среди богов был бог Перкунас (Перун), а богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. В небольшой деревне на берегу моря жил красивый и сильный рыбак Каститис. Когда выходил он в море ловить рыбу, красиво очень пел тогда свои песни. И слушала эти песни Юрате. Забрасывал свои сети Каститис прямо над крышей замка Юрате, предупреждала его богиня, но внял он её предостережениям. За смелость, красоту и песни полюбила она простого смертного рыбака и забрала его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было их счастье - узнал Перкунас, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека. Ударил он своими молниями в замок, разрушил его, а Юрате приказал навечно приковать к его развалинам. Волнам же повелел насмерть укачать Каститиса. С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате и её слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом янтарного замка Юрате.